Первая национальная опера, написанная В. А. Моцартом в традициях зингшпиля, которая исполняется на немецком языке.
Божественный Моцарт со всей силой гения и азарта бросился в пучину страстей своего будущего шедевра — «Похищение из сераля».
Еще бы, это будет его лучшая опера. О, Констанца! Любимая супруга! Твоим именем названа героиня будущего спектакля. Наконец случится главное — музыка больше не похищает его у семьи. Наоборот, она воссоединит любящие сердца, разрушив преграду между жизнью и сценой!
В сложном лабиринте спектакля почтенный зритель увидит не только увлекательную веселую историю о приключениях молодых влюбленных в сказочно непредсказуемой Турции XVIII века, но и лирическое повествование о непростых взаимоотношениях Моцарта и его жены Констанцы, о превратностях судьбы гениального творца и его супруги, волею случая ставших участниками театрального действа.
Народный артист России Юрий Александров
I акт
Турция. Дворец паши Селима. С трудом добрался сюда Бельмонт, разыскивающий свою возлюбленную Констанцу. Вместе со служанкой Блондой девушка томится в плену. Как найти Констанцу, спасти ее — эти вопросы не дают юноше покоя. Но пока все старания напрасны. Пленницу хорошо стерегут верные слуги паши.
Вот и один из них — старый надсмотрщик Осмин. Может быть, у него удастся что-нибудь разузнать? Но у старика, оказывается, не такой уж покладистый характер. Все попытки Бельмонта выяснить, нет ли во дворце его слуги Педрилло, ни к чему не приводят.
Случайная встреча с Педрилло проясняет все. Из рассказа слуги Бельмонт узнает, что корабль, на котором находились Констанца со служанкой и он, был захвачен пиратами. Хорошо еще, что паша Селим купил всех троих и теперь они вместе. Педрилло под видом садовника удалось войти в доверие к паше. Он может представить Бельмонта Селиму в качестве опытного архитектора — насколько проще тогда будет устроить побег пленниц! Итак, решение принято.
В сопровождении большой свиты появляются паша Селим и Констанца. Девушка печальна. Доброе отношение правителя не утешает пленницу. Констанца уверена, что судьба навсегда разлучила ее с Бельмонтом, но забыть его она не может.
Селим упрекает Констанцу: он слишком долго ждет согласия девушки стать его возлюбленной. Хорошо! Пусть Констанца ответит позже, но эта отсрочка будет последней!
Выждав момент, Педрилло осуществляет свой план: выдает Бельмонта за талантливого архитектора, жаждущего услужить паше. Скромный юноша сразу вызывает интерес Селима; его просьбу милостиво обещают удовлетворить.
Бельмонт хочет немедленно освободить возлюбленную. Слуга же более разумен. Он советует не торопиться: ведь горячность может испортить все дело. Педрилло тоже знает, что такое любовь, но он умеет сдерживать свои чувства, хотя порой так трудно видеть свою возлюбленную Блонду рядом с этим старым хитрецом Осмином. А вот и сам надсмотрщик — легок на помине. Осмин пытается задержать Бельмонта и Педрилло. Он уверен, что эти чужеземцы не зря так настойчиво пробираются во дворец. Нет сомнения — у них дурные намерения...
II акт
Паша в знак своего расположения подарил Осмину Блонду, служанку Констанцы. Но девушка потешается над стараниями старика завоевать ее сердце. Она никогда не согласится стать его рабыней. Осмин предостерегает Блонду от встреч с Педрилло, но девушку трудно запугать. Она удивлена, как могут женщины в этой стране мириться со своим унизительным положением. Нет, такая жизнь не для Блонды. Девушка решительно отстаивает свое право на свободу.
Констанца одинока... Мысли о любимом, о прежних счастливых днях не оставляют ее...
В окружении свиты входит Селим. Он напоминает Констанце, что завтра — хочет она того или нет — он назовет девушку своей женой. Констанца в отчаянии. Придется, видно, ей покориться, но пусть Селим оставит пустую надежду: она его не любит и не полюбит никогда.
Педрилло, встретившись тем временем с Блондой, успел сообщить ей, что Бельмонт уже здесь и к побегу все готово. Служанка спешит поделиться радостной вестью со своей госпожой. Теперь-то можно надеяться на спасение!
Уверен в удаче и Педрилло. Нужно только дождаться полуночи и постараться обмануть стражу.
Начать, конечно, придется с Осмина. Усыпить бдительность подозрительного старика — значит решить исход дела: всем известно пристрастие надсмотрщика к вину... Все происходит так, как было задумано. Осмин с удовольствием опустошает бутылку, не подозревая, что с вином он выпивает и сонный порошок, подсыпанный Педрилло... Бельмонт с нетерпением ждет Констанцу. Вот и она. Наконец-то она развеет его ревнивые подозрения. Кстати, у Педрилло тоже есть вопросы к Блонде. Однако девушки быстро находят средство развеять подозрения влюбленных мужчин. Все счастливы! Надолго ли?
III акт
Полночь, все готово к побегу. У берега уже стоит корабль, который должен принять на борт беглецов. На площади перед дворцом Селима появляются Педрилло и Бельмонт. Чтобы подать знак возлюбленным дамам, Педрилло поет серенаду.
Судьба благоприятствует беглецам. Констанца и Бельмонт незаметно скрываются. Однако следующей паре не везет: дорогу им преграждает разъяренный Осмин. Старик громко зовет на помощь. Вскоре стража приводит и Бельмонта с Констанцей. Что-то ждет теперь несчастных? Все четверо решают мужественно встретить неминуемую смерть. Появляется разгневанный паша. Положение беглецов ухудшается тем, что Селим узнает в Бельмонте сына своего заклятого врага. Влюбленные прощаются друг с другом: теперь-то уж паша их не помилует.
Однако, к удивлению всех присутствующих, Селим принимает неожиданное решение: он не будет мстить сыну своего врага. Он проявит милосердие и отпустит влюбленных на волю. Так неожиданно счастливо завершается эта история. А восторженные артисты славят счастливого автора в окружении своей семьи.