Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
190000, Россия, Ленинградская, Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
+7 (812) 312-39-82
secretary@spbopera.ru
Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
Касса: 12:00–19:00
Обед: 15:00–16:00

История театра

Каждый уголок города имеет свою историю, хранит воспоминания о событиях, которые в нем происходили, и о том, кто в нем жил. В наши дни здесь находится здание театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Но что было ранее?

Познакомимся с историей здания театра Оперы на Галерной более подробно.

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» был создан в 1987 году его основателем и художественным руководителем Юрием Александровым и сразу занял видное место в музыкально-театральном Петербурге, а со временем стал известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

До появления собственного дома театр «Санктъ-Петербургъ Опера» работал на многих сценических площадках (Юсуповский дворец, Эрмитажный театр, особняк Белосельских-Белозерских). В 1998 году театр обрел собственную сценическую площадку — ею стал особняк барона фон Дервиза, расположенный в центре Петербурга по адресу: Галерная ул., д. 33.

Первым владельцем дома был А. П. Волынский — государственный деятель первой половины XVIII века, кабинет-министр при Анне Иоанновне.

img
Юрий Александров
1880
год
img
Барон Павел Григорьевич фон Дервиз

В 1880-х годах барон Павел Григорьевич фон Дервиз, концессионер, строитель железных дорог и действительный статский советник, приобрел два дома — № 33 и 35 по Галерной улице.

Его сын Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918), незаурядный пианист, окончивший Московскую консерваторию, унаследовал от отца любовь к искусству. Он щедро помогал студентам консерваторий и театрам, а также являлся почетным членом Петербургского драматического общества.

1885
год

В 1885 году Сергей Павлович поручил архитектору П. П. Шрейберу объединить оба дома одним фасадом по Английской набережной. Позднее дворы двух домов соединили проездной аркой, у флигеля надстроили третий этаж, а на втором этаже разобрали продольную стену и оборудовали двусветный концертный зал с примыкающим к нему Зимним садом. В 1900 году третий этаж надстроили и со стороны набережной.

img
Сергей Павлович фон Дервиз
1903
год

В 1903–1905 годах дом приобрел барон А. Г. Альфтан и снова разделил участок на два владения.

Новый хозяин «восточного» здания – шталмейстер императорского двора Н. Н. Шебеко, продолжив культурные традиции фон Дервизов, открыл «Театральный зал Н. Н. Шебеко».

1909
год

С декабря 1909 по январь 1910 года здесь работал театр «Сказка», ставивший пьесы Г.‑Х. Андерсена, Э.‑Т. Гофмана, О. Уайлда, Тэффи, М. А. Лохвицкой. А с октября 1910 по декабрь 1911 года — «Дом интермедий» под руководством В. Э. Мейерхольда.

Постановки Доктора Дапертутто (псевдоним В. Э. Мейерхольда) стали началом новой режиссерской манеры. Всеволод Эмильевич искал новый театральный язык и работал для той поры, когда его идеи смогут быть верно прочитанными.

В репертуар «Дома интермедий» входили пантомимы «Шарф Коломбины» (свободная адаптация пантомимы Артура Шницлера), пастораль с песнями и плясками «Голландка Лиза», стилизованная М. А. Кузминым по мотивам средневековой французской пьесы, пародийная буффонада «Блэк энд уайт» («пьеска-гротеск» П. П. Потемкина и К. Э. Гибшмана), комическая опера И. А. Крылова «Бешеная семья», комедия Е. А. Зноско-Боровского «Обращенный принц», концертные номера в исполнении К. Э. Гибшмана и Н. В. Петрова (известны публике под именем «Коля Петер») и Б. Г. Казарозой, которая с успехом пела простодушные «детские песенки» М. А. Кузмина.

1911
год

Осенью 1911 года театр уехал на гастроли в Москву со сборной программой, которая была хорошо принята критикой, но финансового успеха не имела. Поэтому в декабре 1911 года по возвращении в Петербург театр был закрыт.

1917
год
После революции 1917 года особняк был разграблен. В разные годы здесь существовали и райком РКП(б), и Союз металлистов, и Эстонский дом просвещения.
1939
год
В 1939–1940 годах лицевая часть здания и дворовый флигель были надстроены четвертым этажом. Парадная часть со стороны Невы была отдана под туберкулезный диспансер, в дворовом флигеле расположился медвытрезвитель, а в помещениях, выходивших на Красную (Галерную) улицу, с 1946 года разместили клуб «Маяк» для рабочих Адмиралтейского завода.
1998
год

В 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

За долгие годы ремонта удалось реконструировать занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза, возродить интерьеры особняка: Мавританскую гостиную с позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения.

Восстановительные работы еще не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, фасад которого выходит на Английскую набережную. На сегодняшний день отреставрированы некоторые из них.

27 мая, в день 300-летия Петербурга, впервые на собственной сцене театр представил мировую премьеру оперы Гаэтано Доницетти «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» (оригинальное название Il falegname di Livonia, o Pietro il grande, czar delle Russie). Дело в том, что партитура Гаэтано Доницетти была утеряна, и в течение двухсот лет опера никогда более не исполнялась. Юрий Александров более трех лет вел в Италии поиски этой партитуры. И эта работа дала свои результаты — сегодня опус Доницетти можно увидеть только в исполнении артистов театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

«Санктъ-Петербургъ Опера» уже 35 лет отстаивает традиции русского репертуарного общедоступного театра. Изначально театр был сформирован как единый творческий организм с уникальной репертуарной программой. Ее диапазон охватывает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и в разных странах в течение многих веков — от средневековой пасторали «Игра о Робене и Марион» до произведений современных авторов (русских и зарубежных), например «Белые ночи Федора Достоевского» современного московского композитора Юрия Буцко.

Многие спектакли можно увидеть только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера», среди них «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» Доницетти, «Русская тройка, семерка, туз…» (сценическая фантазия Юрия Александрова на темы опер русских композиторов по произведениям Гоголя), «Игроки‑1942», «Антиформалистический раек» Шостаковича, «Белые ночи Федора Достоевского» Буцко, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича и «Туда и обратно» Хиндемита.

2000
год
С 2000 по 2012 год в театре были поставлены оперетта Оффенбаха «Прекрасная Елена», оперы Пуччини «Джанни Скикки», «Тоска», «Чио-Чио-сан» и «Сестра Анжелика», опера Доницетти «Лючия ди Ламмермур», народная музыкальная драма Мусоргского «Борис Годунов».
img
Спектакли театра «Санктъ-Петербургъ Опера» ежегодно становятся номинантами таких престижных российских премий, как «Золотая маска» и «Золотой софит». Среди них спектакли «Борис Годунов» Мусоргского (1996), «Риголетто» Верди (1998), «Дон Жуан» Моцарта (2009). «Золотой маски» были удостоены спектакли «Игроки-1942» Шостаковича (1997), «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Маттуса (1998), «Пиковая дама» Чайковского (2000), «Паяцы» Леонкавалло (2010).
img
Спектакли «Травиата» (2005), «Чио-Чио-сан» Пуччини (2006), «Паяцы» Леонкавалло (2010), «Белые ночи Федора Достоевского» Буцко (2011), «Обручение в монастыре» Прокофьева (2012), «Летучая мышь» Штрауса (2013), «Не только любовь» Щедрина (2014), «Сельская честь» Масканьи, «Фауст» Гуно получили высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в музыкальном театре».

Юрий Александров постоянно обращается к современной оперной драматургии. В разные годы он поставил оперы «Верую» Пигузова, «Пятое путешествие Христофора Колумба» и «Пегий пес, бегущий краем моря» Смелкова, «Белую розу» Циммермана, «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Маттуса. Творческий подход к содержанию музыкальной партитуры позволяет режиссеру вписывать оперный спектакль в контекст современности.

Театр Александрова называют режиссерским, но сам Александров говорит: «Мой театр актерский». Режиссер работает с вокалистами, помогая им раскрыть актерские возможности. Его репетиции — увлекательная игра, но за этой игрой стоит четко продуманная концепция, а за каждым выходом к актерам — исследовательский труд. Режиссер всегда рассчитывает на актера-личность.

Многие известные петербургские артисты прошли школу Камерного театра под руководством Юрия Александрова. Среди них Владимир Галузин, Сергей Лядов, Галина Сидоренко, Эдем Умеров, Евгений Уланов, Венера Гимадиева, Анна Нечаева, Дмитрий Головнин, Алексей Пашиев.

Благодаря финансовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга особняк был отреставрирован. Петербуржцам не только возвращен один из красивейших дворцов города — образец европейского модерна в его первозданном виде, но и усилиями Юрия Александрова предоставлена возможность следить за развитием мировых оперных традиций на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

Фото театра
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img

Дорогие друзья!

Просим обратить внимание: в августе 2023 г. спектакли и концерты проходят на сцене
Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии (Итальянская ул.,13).
Опера «Евгений Онегин / Eugene Onegin»
Дата мероприятия: 17.11.2021
Время мероприятия: 19:00
Уважаемые клиенты!
В соответствии с Постановлением Правительства № 121 от 13.03.2020 года «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) действуют ограничения на посещение зрелищных мероприятий. Просим вас при покупке билетов учитывать данные ограничения.
* Укажите e-mail
* Подтвердите e-mail
* Мобильный телефон
* Подтвердите телефон
Итого к оплате: 1 700 руб.
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов