С этого произведения началось сотрудничество Р. Штрауса с драматургом Г. фон Гофмансталем.
«Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» — это не просто площадка, где я решаю какие-то свои режиссерские амбиции, но прежде всего школа для артистов, которые должны овладеть многими стилями. Мы поем Верди и Пуччини, Чайковского и Даргомыжского, Моцарта и Леонкавалло, Буцко и Бриттена...
Но! Ничего, подобного «Электре», у нас не было за 30 с лишним лет нашего существования... Поэтому есть желание окунуться в эту экстремальную ситуацию, в эту экспрессионистическую музыку.
Экспрессионизма в музыке мы еще не вкушали. Хотя нет, один опыт был... В свое время мы играли оперу «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Зигфрида Маттуса, за которую, кстати, получили одну из наших «Золотых масок». Там тоже были элементы немецкого экспрессионизма, но это было очень давно, с тех пор в театре сменилось не одно поколение артистов…
Сегодня, я уверен, пришло время именно музыки Рихарда Штрауса. Душераздирающая тема убийства родителей детьми — разве этого нет вокруг нас? Можно вспомнить не один, а сразу несколько громких заголовков газет. Крушение семейных отношений, когда сын может поднять руку на мать, дочери могут поднять руку на отца… Все эти истории очень сильно отозвались в моем сердце. Я почувствовал, что все они очень созвучны с «Электрой». Поэтому и спектакль будет созвучный нашему времени...»
Юрий Александров
Дворец Агамемнона. Служанки за работой обсуждают последние события. Царица Клитемнестра вместе с любовником Эгистом убила супруга — царя Агамемнона — и обрекла на изгнание сына Ореста. Две ее дочери подвергаются вечным унижениям, но особенно — гордая Электра, превратившаяся в злобную, нелюдимую фурию. Служанки издеваются над ней, но одна из них все же пытается защитить царевну. Ожесточенный спор переходит в драку…
Заступившаяся за Электру служанка освобождает царевну от оков. Электра же каждый день оплакивает отца, с мучительными подробностями вспоминая кровавую сцену убийства. Она терпеливо переносит жестокое обращение матери и отчима, насмешки и грубость служанок. Она вынуждена жить в отвратительной грязи вместе с собаками. Девушка почти утратила человеческий облик и ждет только одного — возвращения своего любимого брата Ореста, предвкушая беспощадную месть. Перед ее мысленным взором предстает упоительная картина — захлебывающиеся собственной кровью ненавистные убийцы…
Появляется Хризотемида. Электра с презрением относится к сестре. Нежная Хризотемида смирилась со своей унизительной ролью во дворце. Ублажая мать и Эгиста, она живет несравненно лучше Электры. Мечтая о замужестве и материнстве, она надеется на простое семейное счастье. Хризотемида призывает Электру не злить мать, напрасно полагая, что сестру могут испугать заточение и дальнейшие пытки. Электра не намерена отказываться от своей цели, она сохранила топор, которым убили отца... Спор сестер прерывает топот. Приближается царица Клитемнестра вместе со своей свитой.
Клитемнестра упивается властью, но неспокойная совесть лишила ее сна. Она пытается забыться при помощи вина, но и вино не приносит облегчения... Может быть, жертва богам поможет избавиться от мук? В неожиданном порыве Клитемнестра готова вспомнить о своих материнских чувствах к Электре. Быть может, дочь посоветует ей, как избавиться от кошмаров. Лицемерно сочувствуя матери, Электра предрекает ей страшную участь: она сама станет жертвой возмездия и умрет от руки собственного сына...
Упавшей духом Клитемнестре служанки нашептывают некую радостную весть... Царица торжествует и удаляется!
Одиночество Электры нарушает вопль Хризотемиды. Она рассказывает о двух незнакомцах, принесших неоспоримые доказательства гибели брата. Выйдя из оцепенения, Электра принимает решение. Она требует от сестры помочь ей совершить матереубийство. В ужасе Хризотемида отказывается. Но Электра не намерена сдаваться, ведь месть — единственная цель ее жизни. Неожиданно появляется незнакомец в странном одеянии, скрывающий свое лицо. Приняв Электру за служанку, он расспрашивает ее о жизни во дворце, выдавая себя за друга Ореста. Электра с презрением гонит чужака. Ее скорбь по Оресту неизмерима. С трудом узнав в этой девушке царскую дочь, прибывший признается, что он Орест, а известие о его гибели — уловка для того, чтобы неузнанным осуществить план мести. В Электре вновь просыпаются человеческие чувства, ее окаменевшее сердце открывается надежде, нежности и даже любви…
В этот момент сбывается мечта Хризотемиды: она сможет стать матерью. Ее любовником оказывается друг Ореста. Он призывает Ореста поспешить. Орест отправляется в покои матери и жестоко убивает ее... Душераздирающий крик Клитемнестры слышат все. Но Электре еще рано праздновать победу, она поджидает вторую жертву — Эгиста. С легкостью она заманивает его на смерть. Очень просто быть любезной, зная, что заготовлено для подлеца… Беспощадный топор — орудие, которым был убит Агамемнон, — обрушивается раз за разом на голову Эгиста...
Электра торжествует: свершилось то, о чем она мечтала так долго… Ее клятва отцу исполнена. Но сможет ли она жить, замарав руки кровью? Ведь жестокость порождает новую жестокость. Кровь опьянила и Хризотемиду. Она готова занять место матери, забыв про свои мечты о счастье.
В это время ликование и экстаз Электры переходят в безумие, вокруг себя она видит лишь смерть и ужас. Ее сознание рождает страшные картины. Ее страсть оборачивается против нее самой…
Орест восходит на трон, низвергнув Хризотемиду. Электра умирает, измученная видениями.
Номинация «Лучшая мужская роль в оперном театре» (Геворг Григорян за роль Ореста), сезон 2020/2021