15 июля 2020 года состоялась пресс-конференция, посвященная презентации отреставрированной Музыкальной гостиной театра – уникальной Красной гостиной особняка барона фон Дервиза и открытию 34-го театрального сезона Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» (Государственный Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Галерная ул., 33).
В пресс-конференции приняли участие: председатель Комитета по Культуре Санкт-Петербурга Сухенко Константин Эдуардович, художественный руководитель театра народный артист России Юрий Александров, директор театра Евгений Сергеевич Малыгин, жена композитора Валерия Гаврилина Наталия Евгеньевна Гаврилина и дирижер Владимир Алексеевич Рылов
В сентябре 2020 года Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» по многолетней традиции планирует открыть для зрителей 34-й театральный сезон оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
На пресс-конференции н. а. России Юрий Александров, художественный руководитель театра, представил отреставрированные интерьеры новой Музыкальной гостиной театра и рассказал о творческих планах на предстоящий сезон.
С 2000 года в особняке фон Дервиза благодаря усилиям Юрия Александрова и поддержке города в рамках адресных программ по сохранению объектов культурного наследия идет поэтапная реставрация.
За эти годы была проделана поистине гигантская работа по восстановлению исторического облика красивейших интерьеров особняка фон Дервиза, которые органичны для камерного театра. Отреставрировано большинство парадных залов анфилады второго этажа: Белый театральный зал, сцена, Зимний сад (Грот), Мавританская гостиная с золоченым орнаментом, Кленовая гостиная, выполненная в стиле «Людовика XVI», фойе и артистические уборные. Воссоздан занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза.
На сегодняшний день, благодаря титаническим усилиям руководства театра, к петербуржцам возвращается в первозданном виде один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна.
На пресс-конференции впервые представили новую Музыкальную гостиную (Красная), выполненную в стиле итальянского ренессанса. Работы по восстановлению этой части парадной анфилады начались много лет назад. В начале 2000-х годов была отреставрирована первая половина Красной гостиной. Но предстояла сложнейшая задача – полностью вернуть исторический облик помещения, вторая часть которого особенно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
Ржавчина на поверхности кровли, поражение гнилью древесины, свищи и пробоины, отклонения от вертикали, глубокие трещины, отслоения, вздутия и отставания штукатурного слоя – это лишь часть повреждений, с которыми сталкивались реставраторы во время кропотливой борьбы с неизбежными повреждениями безжалостным временем и петербургским климатом.
Был выполнен и согласован проект реставрации, предполагающий объединение и возвращение всего объема Красной гостиной. После завершения реставрации Красной гостиной предстояло вновь обрести свое исходное планировочное решение и исторический облик XIX века. Необычность планировки заключалась в том, что во второй части гостиной потолок представляет собой световой фонарь с набором элементов из стекла, а сама линия стен обеих частей гостиной не идеально прямая, а имеет смещение под углом.
В процессе реставрации, во время расчистки стен, специалисты обнаружили уникальные элементы лепного декора. Выяснилось, что раньше архитектурно-художественная отделка стен была выполнена с приемами имитации под ценные породы дерева, и реставраторам представилась уникальная возможность вернуть историческое оформление гостиной фон Дервиза. В 2015 году отреставрировали световой фонарь, окна, деревянные панели со вставками из мрамора, идущие по периметру помещения, укрепили междуэтажные перекрытия. Еще через два года обновили наборный паркет из множества сортов редких ценных пород дерева: розовое дерево, вишня, самшит, махагон, корень ореха и т.д., рисунок которого изображает фантастических драконов с переплетающимися хвостами. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры настоял на максимальном сохранении исторического паркета и необходимости корректировки проекта, который предусматривал его полную замену.
Наконец, в 2019 году завершены работы по установке и запуску уникальной системы отопления и вентиляции, которые теперь позволят соблюдать оптимальную температуру и качество воздуха не только в новой Музыкальной гостиной, но и во всех исторических фойе театра, где раньше в зимний период не удавалось прогревать помещения до необходимого температурного режима. Новейшее оборудование с автоматической настройкой и дистанционным управлением особенно важны будут сейчас, при открытии 34 сезона для обеспечения безопасности и комфортных условий для зрителей.
На протяжении многих лет и в настоящее время правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий Комитетов: по Культуре, Имущественных отношений, по Государственному контролю, Использованию и охране памятников истории и культуры проводится работа по передаче всех помещений особняка барона фон Дервиза единому владельцу – Театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Это, безусловно, способствует сохранению Памятника, так как позволяет выполнять научно-проектные и реставрационные работы в едином комплексе. Результат перед нами – воссоздана еще одна часть особняка, которая будет радовать петербуржцев и гостей Северной столицы.
Комитет по культуре всегда в диалоге с руководством театра и ходатайствует о предоставлении бюджетного финансирования на исполнение первоочередных заявок в соответствии с заданиями на проведение работ, выданными в установленном порядке театру от КГИОП. Так, в перспективе у театра завершение до 2021 года комплексных проектных работ по обоим зданиям на Галерной улице дом 33 и дом 35, продолжение реставрации парадной анфилады залов второго этажа части особняка, расположенной в доме 35.
При поддержке Комитета по культуре для проведения концертов в Музыкальной гостиной был приобретен новый рояль фирмы Steinway &Sons.
Тридцать третий театральный сезон, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, был для «Санктъ-Петербургъ Оперы» необычайно плодотворным. В начале декабря первой постановкой 33-го сезона стала мировая премьера оперы А. Даргомыжского «Эсмеральда». На сегодняшний день после почти столетнего забвения эта опера идет только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Премьера прошла при полном аншлаге и была активно освещена СМИ.
«Санктъ-Петербургъ Опера» регулярно представляет петербургскую и российскую культуру за рубежом на различных форумах и фестивалях. За 2019 год театр принял участие в Санкт-Петербургском Международном экономическом форуме, представив несколько оригинальных концертных программ и постановок, а также в международных и российских фестивалях и гастрольных проектах.
Например, к «Году театра в России» и 100-летию Русского драматического театра им. Самеда Вургуна были приурочены гастроли в Баку (Азербайджан), а в рамках обменных гастролей театр выступил в Нур-Султане (Казахстан). Также труппа театра участвовала в таких международных проектах как: «Дни оперы в Риге» (Латвия), «Дни оперы в Таллинне» (Эстония), «Дни оперы в Салониках» (Греция).
В 2019 году театр «Санктъ-Петербургъ Опера» в четвертый раз принял участие в уникальных по культурно-социальной значимости проектах: в «IV Всероссийском фестивале «Видеть музыку» в Москве и в «IV Международном фестивале камерной оперы в Санкт-Петербурге».
В апреле в связи со сложной эпидемиологической ситуацией театр «Санктъ-Петербургъ Опера» перешел в онлайн-формат. В официальных сообществах в социальных сетях и на сайтах партнеров театр представил для зрителей записи своих лучших спектаклей. Онлайн-показы прошли на официальном YouTube-канале театра, на официальном сайте РГИСИ, издании «Фонтанка» (в рамках проекта #без антракта) и московского «Театрала». Так же театр стал участником различных проектов, таких как Всероссийский онлайн-марафон «#75 слов Победы» и «Вместе увидеть музыку» (продолжение проекта «Музыкального Клондайка» и Ассоциации музыкальных театров). В интернет сообществах театра весной стартовали собственные образовательные онлайн-проекты «Опера и оперетта. Как рождается спектакль» и «Волшебной арфы звук хрустальный».
Впереди 34-й театральный сезон, и труппа театра полна творческих планов, вдохновения и энергии. Мы искренне надеемся, что в скором будущем петербургская публика сможет увидеть запланированные премьеры: «Электру» Р. Штрауса (постановка будет осуществлена за счет предоставления из федерального бюджета субсидий МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ на оказание государственной поддержки (грантов) на реализацию в 2020 году творческого проекта, «Черевички» П. Чайковского (совместный проект театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и «Teatro Lirico di Cagliari» Италия ) на сцене Концертно-спортивного комплекса «Тинькофф Арена» и «Русскую тетрадь» В. Гаврилина, а многочисленные гастрольные маршруты театра планируются не только Москву, но и в Черногорию, Казахстан, Эстонию, Финляндию, Венгрию, Сербию и другие страны.
Сюрпризом пресс-конференции стала презентация новой арфы. Лауреат Международных конкурсов, ведущий концертмейстер группы арф Елизавета Александрова представила уникальный инструмент, принадлежавший известной исполнительнице Вере Дуловой. Это одна из первых арф, изготовленных в СССР. По заказу партии в 1938 году два советских мастера Каплюк и Майков создали восемь арф, которые обязаны были превзойти все существовавшие на тот момент западные. В 1948 году при открытии фабрики по производству им. Луначарского в Ленинграде они были технически доработаны и представлены как первая серия советских инструментов. Технология их изготовления никогда не существовала раньше и не повторялась в последствии из-за своей трудоемкости. На сегодняшний день семь из восьми арф считались утерянными (одна находится в Израиле). Арфа, которая теперь стала собственностью театра, была случайно обнаружена в Москве, когда родственники одной из первых учениц Дуловой вступили в наследство.
Инструменту понадобилась тотальная реставрация, которая заняла у фирмы «Resonans Harps» почти целый год.
На пресс-конференции прозвучали:
1. Р. Штраус. Фрагмент арии Электры из оперы «Электра»
Исполнили лауреаты Международных конкурсов Татьяна Кальченко (сопрано) и Мария Чернышева (фортепиано)
2. В. Гаврилин. «Дело было» из вокального цикла «Русская тетрадь»
Исполнили лауреаты Международных конкурсов Наталья Воробьёва (меццо-сопрано) и Мария Кустанович (фортепиано)
3. Дж. Россини - Н-Ш. Бокса. Фантазия «Zitti, zitti» на темы оперы «Севильский цирюльник»
Исполнила лауреат Международных конкурсов Елизавета Александрова (арфа)
4. К. Дебюсси. «Звездная ночь»