«Не только любовь» — яркий, искрометный спектакль, приближенный к жанру мюзикла.
Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. «Не только любовь» — яркий, искрометный спектакль, приближенный к жанру мюзикла. Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. «Тема любви, — говорит режиссер, — вечна и актуальна всегда, независимо от того, в каких декорациях она воплощается».
Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям».
I акт
Картина первая
Весна. Пасмурное утро. Возле правления колхоза собрались люди. Давно пора сеять, но льет дождь, льет не переставая. Трактористы Иван Трофимов, Федот Петрович, Мишка и Гришка от нечего делать играют в домино. Лениво перебрасываясь репликами, они «поддевают» Федота, намекая на его тайную привязанность к председателю колхоза Варваре Васильевне. Но Федот Петрович круто обрывает ребят. Издали доносятся протяжные припевки девушек. Мужики рады дождю — им не надо выходить на работу. Они пьют водку. Федот запевает лихую песню. Вдруг издали, постепенно приближаясь, доносится лихой, беззаботный напев. Все прислушиваются. На сцену стайкой выбегают девушки, кричат, перебивая друг друга: «Это Володя... Володя Гаврилов приехал... Из города вернулся...» Больше всех обрадована Наташа, невеста Володи. Она говорит, как главную новость, что Володя теперь будет жить здесь, в селе. Но трактористы неприветливо встречают городского гостя — уж очень боек, задирист Володя («К нашему берегу хорошее бревно не пристанет»). Начинается все со словесной перепалки, а заканчивается дракой. Появляется председатель колхоза Варвара Васильевна и быстро унимает драчунов. Колхозники расходятся. Остаются только Варвара и Володя. Их разговор внешне непритязателен, прост, но за каждым словом таится скрытый интерес: а ну, что ты за человек? Варвара спрашивает, Володя небрежно, с ухмылкой, отвечает. Но словесные колючки, которые отпускает Володя, не трогают Варвару, ее скрытой от всех печали. Издали снова слышится тихое пение девушек. Володя, посмеиваясь, уходит. Варвара долго смотрит ему вслед. «Голубоглазый какой...» — тихо произносит она.
Картина вторая
Околица села. Летний вечер. Веселье, песни, танцы под «духовой симфонический эстрадный оркестр», которым руководит Сергей Кондурушкин. Частушки не смолкают — идет шутливая перепалка девушек и парней. Здесь и Володя Гаврилов с Наташей. Володя по привычке всех задевает, над всеми посмеивается. Желая привлечь к себе внимание, он поет «модную» городскую песенку про елочку. Слова ее исполнены обидных намеков. Наташа просит Володю перестать. Трактористы, вспомнив старые обиды, в гневе подступают к Володе: «За дураков нас считаешь?» Володю ничуть не трогает эта неприязнь. Он грубо обнимает засмущавшуюся Наташу. На танцы приходит Варвара Васильевна. Ее приглашают танцевать, но Варвара отказывается. Володя танцует с Наташей. Его диалог с ней — набор обязательных, ничего не значащих «дежурных» фраз. Начинается новый танец. Разведенка Катерина тихонько толкает Володю: «Ступай, пригласи председательшу». Володя приглашает Варвару, и она неожиданно для всех и самой себя соглашается. Снова следует набор «дежурных» фраз, но они почему-то страшно веселят Варвару. Она танцует все быстрее, оживленнее, и все замечают это. Федот Петрович, не выдержав, останавливает оркестр. Разгоряченный Володя кричит Кондурушкину: «Давай вальс!» Но Федот угрюмо отчеканивает: «Они вальс не играют. Понял?» «Понял», — кисло отвечает Володя. Девушки окружают Варвару Васильевну. Она поет грустную, полную невысказанной печали песню. Все примолкли, задумались. Внезапно настроение Варвары меняется: «Хватит об этом... Давай что повеселей!» Варвара поет залихватскую песню и, не стыдясь, танцует перед Володей, вовлекает его в пляску. Все отбивают им ладонями такт. Только Наташа стоит в стороне, смотрит на танцующих и утирает слезы. Так же внезапно, как начала, Варвара обрывает пляску и быстро уходит с гулянья. Следом за ней расходятся и остальные.
II акт
Картина третья
Варвара Васильевна выходит за околицу деревни. Чувства переполняют ее, она в смятении... Вдруг из темноты ей навстречу выступает Володя. Варвара рада и не рада. Она не знает, как вести себя с этим странным и шальным парнем. Поцелуй... Слышатся шаги... Варвара отшатывается в тень. Появляется Федот. Еле сдерживая себя, он не говорит, а приказывает Володе: «А ну, собери вещички и давай отсюда подобру-поздорову!» Володя хорохорится: «Мне и тут неплохо». Федот и Володя готовятся к драке, но тут между ними встает Варвара. Она велит Федоту уйти. Федот потрясен: ему уйти, а эта «балаболка душистая» здесь останется? «Уходи!» — почти выкрикивает ему Варвара. Федот бежит от Варвары, очевидно, навсегда. Варвара растеряна. Она словно невпопад начинает говорить с Володей о делах. Надо на скотном дворе крышу починить... А сама знает, и Володя догадывается, что так они договариваются о свидании.
Скотный двор. Измученная горем Наташа поет песню о своей трагической судьбе. Вбегает Варвара. Смущаясь, она ищет повод прогнать Наташу. Варвара ждет Володю. В контраст с ее смятением вдали звучат голоса влюбленных, еще больше усугубляя ее состояние. Она понимает, что разрушила жизнь Наташи, встав между ней и Володей. Одновременно в ней борются любящая женщина, руководитель и чистый человек, который понимает, что от ее решения зависит судьба других людей. Приходит Володя. Варвара пристально смотрит на него. «Нет», — тихо говорит она самой себе, в то же время в страстном порыве бросаясь к нему. Издалека слышен голос Наташи. Она ищет своего или, может быть, уже чужого Володю. Как ни странно, Варвара рада приходу Наташи, ведь она уже приняла решение. Оставшись одна, она с восторгом подставляет руки дождю, который смывает с нее всю боль, все ее горе…