Возможность зрителю взглянуть на классику в новом ракурсе, увидеть чувства героев близкие к современности.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представляет оперу Винченцо Беллини «Норма» в постановке народного артиста России Юрия Исааковича Александрова.
Произведение, написанное в 1831 году на сюжет популярной в то время трагедии Суме «Норма, или Детоубийство» и ставшее бестселлером мировых оперных подмостков, сегодня не частый гость на оперной сцене. «Санктъ-Петербургъ Опера» продолжает традицию знакомства публики с редко исполняемыми шедеврами мировой классики.
Режиссура Ю.И. Александрова дает возможность зрителю взглянуть на классику в новом ракурсе, увидеть чувства героев произведения как максимально близкие современности. В его постановке бессмертный шедевр Беллини обретает новое звучание, краски, смыслы и новую жизнь на сцене.
I акт
В священной роще друидов в завоеванной Римом Галлии верховный жрец друидов Оровезо молит богов, чтобы они устами прорицательницы Нормы открыли время битвы с римскими завоевателями.
После его ухода в священную рощу тайно приходит римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Проконсул признается другу, что больше не любит Норму, дочь верховного жреца, которая преступила законы своей веры и, нарушив обет целомудрия, родила Поллиону двоих сыновей. Мысль о мести Нормы постоянно преследует проконсула, но новая страсть к юной Адальджизе так его ослепила, что ради нее Поллион готов на любое безумство. Услышав приближение друидов, собирающихся на священный обряд, римляне спешно покидают рощу.
Торжественно выходят жрецы и жрицы.
Величественная и прекрасная Норма совершает обряд жатвы священной омелы, но мысли ее грешны: она думает об отце своих детей, боится за его жизнь и потому объявляет, что Рим должен погибнуть не от мести галлов, а от своих пороков. Именем бога Ирмина она повелевает хранить позорный мир. В священный лес больше не должен вступать непосвященный человек. Если же бог возжелает крови римлян, верховная жрица призовет к мести с вершины храма.
Окончен торжественный обряд, в роще остается одна Адальджиза, она молит богов уберечь ее от преступной страсти к римлянину. Здесь ее находит Поллион и признается девушке в своей нежной любви. Он уговаривает Адальджизу отправиться с ним в Рим, и та соглашается, давая обещание.
Норма в глубокой скорби: она случайно узнает о предстоящем отъезде Поллиона, который тот скрыл от нее. Норма чувствует, что Поллион разлюбил ее.
Адальджиза приходит к верховной жрице, чтобы раскрыть гнетущую ее тайну — признаться в преступной любви к римлянину. Норма, сознавая, что и она ради такой же любви нарушила обет целомудрия, готова простить Адальджизе ее прегрешение и, сняв с нее все обеты, отпустить…
Внезапно появляется Поллион, и Адальджиза указывает на него как на своего возлюбленного. Норма в ярости. Она обвиняет проконсула в неверности и грозит проклятиями и местью. Поллион, обезумевший от любви к юной девушке, объявляет Норме, что больше не любит ее. Адальджиза отталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил Норме, но Поллион силой уводит девушку с собой.
II акт
Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. В Галлии их ожидает казнь, в Риме — рабство. Она задумала зарезать их, но не в силах сделать это: материнская любовь одерживает верх над чувствами оскорбленной женщины. Норма в отчаянии приказывает кормилице Клотильде привести Адальджизу. Норма готова отказаться от Поллиона и просит счастливую соперницу взять детей в Рим и стать им доброй матерью. Но Адальджиза не может пойти на это. Она надеется убедить Поллиона вернуться к матери его детей. В измученной душе Нормы просыпается надежда…
Галльские воины с нетерпением ждут сигнала, чтобы напасть на проконсула Поллиона. Появляется Оровезо. Он принес недобрые вести: именем богов Норма отказалась благословить битву.
В пустынной священной роще Норма мучительно ожидает возвращения Адальджизы, но приходит Клотильда и говорит, что мольбы девушки не тронули Поллиона. Он поклялся похитить Адальджизу даже из храма. В гневе суровая и грозная жрица трижды ударяет в священный щит Ирминсуля, призывая к мщению. Со всех сторон сбегаются воины Галлии, чтобы услышать наконец долгожданную и радостную весть: Риму объявлена война!..
Слышатся крики и шум. Вбегает Клотильда и сообщает, что некий римлянин ворвался в священную обитель жриц Ирминсуля. Галльский воин вводит связанного проконсула. Поллион проник в храм, чтобы похитить Адальджизу, и теперь он стоит перед Нормой в ожидании смертного приговора. Верховная жрица замахивается священным кинжалом, но в последний момент ее рука дрожит: Норма не может убить своего возлюбленного, отца своих детей. Она приказывает всем удалиться, чтобы допросить преступника.
Норма предлагает Поллиону свободу, если тот откажется от Адальджизы и вернется к ней. Но римлянин предпочитает смерть…
Норма приказывает друидам развести костер: на нем погибнет клятвопреступница — истинная виновница всех бед. Воины требуют открыть ее имя. Ко всеобщему изумлению, Норма называет себя. Поллион поражен величием ее поступка, в гордом сердце римлянина вновь вспыхивает страсть к покинутой супруге. Теперь он готов идти на смерть вместе с Нормой. Она признается во всем своему отцу — верховному жрецу Оровезо — и поручает его заботам своих детей: они ни в чем не виноваты, в них течет и его кровь.
Огромный костер уже ждет своих жертв. Медленно поднимаются на него Норма и Поллион…