Легендарная постановка театра переносит время действия шедевра Верди в современный мир.
Произведение Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» и творение итальянского композитора Джузеппе Верди хорошо известны публике и имеют счастливую сценическую судьбу. Наш театр в очередной раз предлагает версию оперного произведения, переосмысливая его, расставляя свои акценты. Как и прежде, меня волнует тема человеческих взаимоотношений. В спектакле я коснулся проблемы, захлестнувшей современное общество, — продажи любви. Существует множество сценических версий, где сюжет «Травиаты» теряется в балах, свечах, кринолинах. Мое отношение ко всему этому более прозаичное, потому что за всей внешней красивостью скрывается одиночество, боль брошенной женщины, торгующей телом. Я обнажаю ситуацию до предела, не пряча ее за блеск хрусталя и позолоты. Себя ведь можно продавать и на светских тусовках, а можно и на панели, что в большинстве случаев и происходит. Мой спектакль — это история о простой девчонке и попытке бегства от беспросветных будней, страшного бытия. Мечта Виолетты сталкивается с реальностью, которая в действительности оказывается более жестокой и циничной, чем ее настоящая жизнь. Внешне благополучный мир, такой манящий и недосягаемый, погряз в проституции человеческих отношений. Попытка прикоснуться к этому миру превращается в страшный сон-фантасмагорию…
Мы никогда не узнаем, была ли это только фантазия девочки Виолетты, навеянная чтением книги А. Дюма «Дама с камелиями», или ее личная жизнь совпала с историей жизни героини Дюма. Главное другое — и наша героиня, и героиня романа Дюма, как, впрочем, все женщины во все времена, мечтает о любви, единственной любви, которая ведет по жизни, дает силы, веру и надежду.
Юрий АЛЕКСАНДРОВ
I акт
Картина первая
Виолетта Валери живет в вихре легких развлечений и мимолетных связей. Благодаря своему богатому поклоннику, барону Дюфолю, она попадает на светскую вечеринку. Виолетта знакомится с молодым, привлекательным, талантливым Альфредом Жермоном, чьей благосклонности добиваются многие дамы. Непосредственность Виолетты привлекает Альфреда. Он объясняется ей в любви, но Виолетта не верит в серьезные чувства. Тем не менее возникает взаимная симпатия. Бал «исчезает», как наваждение. Постоянные спутники и верные друзья Виолетты — Аннина и ее странный приятель — возвращают ее к повседневной жизни здесь, у светофора, в ожидании клиентов. Но в душе Виолетты уже звучит любовь — звучит голос Альфреда.
Картина вторая
Уже три месяца, как Виолетта вырвалась из страшных объятий прежней жизни и счастливо живет с Альфредом вдали от Парижа.
В отсутствие Альфреда приезжает его отец, Жорж Жермон. Жермон-отец уговаривает Виолетту порвать с Альфредом. Напрасно ссылается она на свою искреннюю любовь, доводы отца сильнее. Он опасается за будущее своих детей, дочери и сына. Виолетта вынуждена согласиться и пойти на величайшую жертву, которую только может принести любящее сердце. Она дает обещание расстаться с Альфредом. И Виолетта, и Альфред понимают, что им нечего ответить отцу на его веские аргументы. Виолетта уходит, переслав Альфреду прощальное письмо с другом Аннины. Попытки Жермона-отца вернуть сына в лоно семьи безуспешны. Альфред неожиданно находит в брошенном халатике Виолетты приглашение на бал к Флоре. Он решает отомстить Виолетте.
II акт
Картина первая
Ночной Париж сошел с ума в вихре маскарада. На балу у Флоры появляется Альфред. Сюда же барон Дюфоль приводит Виолетту. За игорным столом везет Альфреду. В игру вступает Дюфоль, и поединок двух мужчин продолжается за картами. Выиграв Виолетту в жизни, в карты Дюфоль проигрывает Альфреду. Приглашение гостей к ужину прерывает игру Альфреда и Дюфоля.
Виолетта, улучив минуту, убегает от барона, умоляет Альфреда оставить бал и немедленно удалиться. Она встревожена и чего-то не договаривает. Ясно одно — Альфреду грозит опасность. Альфред ставит условие: уйдут вместе — он и Виолетта. Альфред не знает, что Виолетту связывает обещание, данное его отцу. Она отказывается. В ярости при гостях он швыряет в лицо Виолетте деньги: «Я плачу этой женщине!»
В этот момент на балу появляется Жермон-отец. Он упрекает сына в неблагородном и жестком поступке, но мучительной тайны Виолетты, ее самопожертвования не раскрывает. Виолетта теряет сознание.
Картина вторая
В сознании Виолетты все спуталось. Был ли это плод фантазии или все произошло на самом деле? Жизнь и карнавал перемешались. Где люди, где маски, уже не понять. Появился Доктор из маскарада… Аннина умчалась на карнавал… Мелькнул человек в обличье быка… Появляется Альфред, теперь он знает всю правду от отца. Виолетта и Альфред вновь счастливы. Но Виолетта внезапно теряет силы. Наваждение усиливается — ее преследуют призраки былой распутной жизни. Круговорот невест, сошедших с витрин свадебного салона, медленно отсекает окружающий мир от Виолетты. Все странным образом исчезает. Виолетта снова одна…