Режиссер спектакля предлагает публике смелое прочтение истории Фауста.
«Жизнь и Смерть, Взлет и Падение, Бог и Дьявол...
Эти вселенские категории сопровождают человечество на протяжении всего существования. Сегодня мы смирились с тем, что для кого-то жизнь может стать адом, а смерть — желанным избавлением от мучений.
Наука XXI века готова клонировать себе подобных, успешные опыты позволяют менять органы и, в особых случаях, консервировать, замораживая одряхлевшее тело, чтобы через многие годы заменить на чужое — новое, энергичное и мускулистое, не думая о том, что человеческое тело — не старый чемодан, а вместилище Души, которую вложил в нас Господь. Только Душа бессмертна, а умирание — такой же естественный процесс, как рождение, как чудо материнства и великое таинство любви...
Наш герой — Фауст — готов заплатить любую цену за вторую молодость, не задумываясь о том, что, нарушая естественные законы, он ввергает Природу и самого себя в бесконечную цепь преступлений. Осознание этого может прийти поздно, слишком поздно...
Главная борьба идет за души, ибо намного легче управлять людьми без памяти, любви, веры и надежды. Зомбировать человечество, превращая его в безропотное стадо, — дьявольская затея властителя преисподней! И может, не надо утешать себя тем, что сатана где-то там, далеко, в старинном камзоле с изящной шпагой и в шляпке с пером?
Может, он уже здесь, среди нас — обаятельный, энергичный, манящий и всемогущий, дарующий исцеление, а все мы — лишь пациенты?
Так кто мы? Как нам жить дальше? Как остаться человеком? Какой мир мы создаем?
Человечеству дано великое право — право выбора пути. Свой выбор делают герои этой драмы — Фауст, Маргарита, Валентин, Зибель, Марта, Вагнер...
Сделайте свой выбор и вы, мои дорогие зрители».
История доктора Фауста — один из самых загадочных сюжетов западноевропейской культуры. Первые исторические сведения о Фаусте относятся к 1507 году, а в 1599 появляется первая литературная обработка легенды.
Фауст — мощное воплощение жажды жизни. Он предстает в образе то студента-чернокнижника, то бродячего ученого, водящего дружбу с чертом, то человека, познавшего тайны алхимии, науку права и знакомого с волшебством.
На протяжении столетий Фауст и фаустианство получали самые разные трактовки и оценки, привлекая поэтов, художников, музыкантов и философов.
Произведения, созданные по этому сюжету, бесчисленны. Имена Гёте, Марло, Лессинга, Клингера, Ленау, Шумана, Листа, Вагнера, Малера, Делакруа составляют лишь малую часть авторов грандиозной Bibliotheka Fаustiana.
В ХХ веке, когда фаустианство как один из мифов западноевропейской культуры было подвергнуто достаточно резкой критике, появляются такие шедевры, как «Доктор Фаустус» Манна и «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке.
Ставший классическим образ Фауста был создан Иоганном Вольфгангом Гёте. Первый вариант «Фауста» он написал в 1773–1775 годах, но лишь после тридцати лет работы над драмой Гёте издал ее первую часть, содержащую историю Фауста до смерти Маргариты. Эта часть и оживает в музыке Гуно, причем первоначально опера называлась «Маргарита».
Опера на сюжет гётевского «Фауста» была задумана Шарлем Гуно в 1839 году, однако к осуществлению своего замысла он приступил лишь семнадцать лет спустя. Либреттисты Жюль Барбье и Мишель Карре с энтузиазмом взялись за работу (на русский язык перевод «Фауста» осуществили В. Вронченко, Э. Губер, Б. Пастернак и др.). В разгар сочинения музыки стало известно, что на сцене одного из парижских театров появилась мелодрама «Фауст», поэтому директор Лирического театра, которому Гуно предложил свою оперу, опасаясь конкуренции, отказался от ее постановки.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» был создан режиссером Юрием Александровым в 1987 году, когда возникла потребность общества в новых творческих идеях. Вопреки всем трудностям периода «перестройки», театр, задуманный как творческая лаборатория, сразу занял видное место в музыкально-театральном Петербурге, завоевав репутацию «живого оперного театра», «театра поиска».
Театр был сформирован как единый творческий организм с уникальной репертуарной программой. Ее диапазон охватывает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и в разных странах в течение многих веков.
Со временем театр вырос в профессиональный Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный как в России, так и далеко за ее пределами.
В 1998 году театр обрел собственную сценическую площадку, ею стал особняк барона фон Дервиза (Галерная, 33), история которого тесно связана с музыкально-театральной историей Петербурга.
Художественным руководителем театра со дня его основания является народный артист России Юрий Александров.