Режиссер спектакля предлагает петербуржской публике смелое прочтение истории Фауста.
«Жизнь и Смерть, Взлет и Падение, Бог и Дьявол...
Эти вселенские категории сопровождают человечество на протяжении всего существования. Сегодня мы смирились с тем, что для кого-то жизнь может стать адом, а смерть — желанным избавлением от мучений.
Наука XXI века готова клонировать себе подобных, успешные опыты позволяют менять органы и, в особых случаях, консервировать, замораживая одряхлевшее тело, чтобы через многие годы заменить на чужое — новое, энергичное и мускулистое, не думая о том, что человеческое тело — не старый чемодан, а вместилище Души, которую вложил в нас Господь. Только Душа бессмертна, а умирание — такой же естественный процесс, как рождение, как чудо материнства и великое таинство любви...
Наш герой — Фауст — готов заплатить любую цену за вторую молодость, не задумываясь о том, что, нарушая естественные законы, он ввергает Природу и самого себя в бесконечную цепь преступлений. Осознание этого может прийти поздно, слишком поздно...
Главная борьба идет за души, ибо намного легче управлять людьми без памяти, любви, веры и надежды. Зомбировать человечество, превращая его в безропотное стадо, — дьявольская затея властителя преисподней! И может, не надо утешать себя тем, что сатана где-то там, далеко, в старинном камзоле с изящной шпагой и в шляпке с пером?
Может, он уже здесь, среди нас — обаятельный, энергичный, манящий и всемогущий, дарующий исцеление, а все мы — лишь пациенты?
Так кто мы? Как нам жить дальше? Как остаться человеком? Какой мир мы создаем?
Человечеству дано великое право — право выбора пути. Свой выбор делают герои этой драмы — Фауст, Маргарита, Валентин, Зибель, Марта, Вагнер...
Сделайте свой выбор и вы, мои дорогие зрители».
История доктора Фауста — один из самых загадочных сюжетов западноевропейской культуры. Первые исторические сведения о Фаусте относятся к 1507 году, а в 1599 появляется первая литературная обработка легенды.
Фауст — мощное воплощение жажды жизни. Он предстает в образе то студента-чернокнижника, то бродячего ученого, водящего дружбу с чертом, то человека, познавшего тайны алхимии, науку права и знакомого с волшебством.
На протяжении столетий Фауст и фаустианство получали самые разные трактовки и оценки, привлекая поэтов, художников, музыкантов и философов.
Произведения, созданные по этому сюжету, бесчисленны. Имена Гёте, Марло, Лессинга, Клингера, Ленау, Шумана, Листа, Вагнера, Малера, Делакруа составляют лишь малую часть авторов грандиозной Bibliotheka Fаustiana.
В ХХ веке, когда фаустианство как один из мифов западноевропейской культуры было подвергнуто достаточно резкой критике, появляются такие шедевры, как «Доктор Фаустус» Манна и «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке.
Ставший классическим образ Фауста был создан Иоганном Вольфгангом Гёте. Первый вариант «Фауста» он написал в 1773–1775 годах, но лишь после тридцати лет работы над драмой Гёте издал ее первую часть, содержащую историю Фауста до смерти Маргариты. Эта часть и оживает в музыке Гуно, причем первоначально опера называлась «Маргарита».
Опера на сюжет гётевского «Фауста» была задумана Шарлем Гуно в 1839 году, однако к осуществлению своего замысла он приступил лишь семнадцать лет спустя. Либреттисты Жюль Барбье и Мишель Карре с энтузиазмом взялись за работу (на русский язык перевод «Фауста» осуществили В. Вронченко, Э. Губер, Б. Пастернак и др.). В разгар сочинения музыки стало известно, что на сцене одного из парижских театров появилась мелодрама «Фауст», поэтому директор Лирического театра, которому Гуно предложил свою оперу, опасаясь конкуренции, отказался от ее постановки.