Значительное место в репертуаре театра занимает направление «оперетта на оперной сцене».
Значительное место в репертуаре театра «Санктъ-Петербургъ Опера» занимает направление «оперетта на оперной сцене». Одна из редких жемчужин этого жанра — произведение Робера Планкетта «Корневильские колокола».
Премьера «Колоколов» в 1877 году имела сенсационный успех, оперетта выдержала свыше четырехсот представлений в Париже, после чего началось ее триумфальное шествие по миру, публика с восторгом приняла ее в Лондоне и даже в Нью-Йорке.
Популярность «Корневильским колоколам» обеспечили романтический сюжет и, конечно, музыка. Многоцветная палитра партитуры вместила танцевальные ритмы, эффектные ансамблевые номера, искрометные куплеты и развернутые арии. Легкие запоминающиеся мелодии моментально разлетелись, их наигрывали повсеместно: от аристократических салонов до шарманщиков на улицах… Однако сегодня оперетта Планкетта стала незаслуженно забытым раритетом, что вдохновило художественного руководителя театра Юрия Александрова вернуть ее из небытия.
«Честно говоря, для меня загадка, почему произведение Планкетта сейчас так редко исполняется на сцене, ведь мелодический материал божественный, каждый номер — это шлягер... А сюжет! Бесконечно красивая история о девушке восемнадцатого века и принце, перевернувшем ее жизнь. Тут есть всё: благородные герои, старинные замки с привидениями и даже драматическая линия отца, похожего на главного героя «Скупого рыцаря» Пушкина. Наш спектакль — это роскошная сказка для взрослых, для всех, кому хочется отвлечься от повседневности, окунуться в красоту и помечтать», — рассказывает Юрий Александров.
Мрачно возвышается покинутый много лет назад Корневильский замок, погруженный в печаль и запустение. Раньше в замке всегда раздавался радостный колокольный звон, а сейчас там по ночам загораются таинственные огни. Местные жители уверены, что в замке живут привидения, а колокола зазвенят снова лишь тогда, когда в замок вновь явится законный владелец Корневиля…
I акт
Картина первая
В ожидании ярмарки девушки сплетничают о том, что Жермен отказывается выходить замуж за старого судью, так как у нее есть молодой любовник — Жан Гренише. «Нет, Гренише — любовник Серполетты», — уточняет Манетта. Эта фраза вызывает настоящий взрыв: взбешенная Серполетта разражается целым каскадом сплетен. Разделавшись со своими подружками, Серполетта сокрушается о своей «тяжелой жизни» у ее приемного отца, хозяина Гаспара, высказывая предположение, что она найденыш благородного происхождения…
Появляются Судья и Гаспар. Богатый фермер Гаспар предлагает в жены Судье свою племянницу Жермен, недавно вернувшуюся из пансиона. Судья пытается сопротивляться, утверждая, что он уже, мягко говоря, не молод… Вдалеке звучит песня «Плыви, мой челн» — это рыбак Гренише, он ждет Жермен. Серполетта, как обычно, начинает заигрывать с ним, но Гренише, мечтая об удачной женитьбе на племяннице Гаспара, выпроваживает Серполетту. Между Жермен и Гренише происходит объяснение. Жермен вспоминает, как недавно, гуляя по берегу моря, она упала в воду с высокой скалы. Очнувшись, она увидела Гренише и в благодарность за спасение поклялась стать его женой. Гренише требует признания в любви, но Жермен, следуя нормандской традиции, не отвечает ему ни да, ни нет…
На площадь Корневиля приходят девушки, с ними незнакомец. Он представляется капитаном, но на самом деле это маркиз де Корневиль, племянник графа де Люсней, последнего владельца Корневиля. Капитан (маркиз) интересуется у селян, что за мрачный замок виднеется вдалеке и почему все обходят его стороной. Жермен рассказывает легенду Корневиля. Маркиз приходит в восторг от прелестной девушки. Гаспар уводит Жермен и торопит всех идти на ярмарку.
Оставшись один, Маркиз вспоминает свои многочисленные приключения, одно из которых запомнилось ему на всю жизнь. Однажды он спас девушку, упавшую с утеса в море, но так как его ждал корабль, он был вынужден оставить незнакомку на попечение рыбака, оказавшегося рядом. Образ этой девушки тревожит его сердце…
Серполетта вновь в центре событий. Все перешептываются: там, где эта девушка, всегда скандал... Серполетта рассказывает, что видела, как Гренише целует Жермен. Гаспар в бешенстве. Гренише убегает. Все оживленно комментируют происходящее.
Картина вторая
Ярмарка. Здесь, по законам Корневиля, заключаются контракты с лакеями, кучерами, служанками. После того, как нотариус оформит сделку, слуга переходит во власть хозяина. Этим пытается воспользоваться Гренише, чтобы избежать гнева Гаспара. На ярмарке Маркиз, очарованный «стрекозой», как он называет Серполетту, нанимает ее в служанки. Узнав Гренише, скрывающегося под париком судьи, Серполетта убеждает Маркиза взять его к себе кучером. Подписав договор у нотариуса, Гренише и Серполетта радуются обретенной свободе. Гаспар разыскивает на ярмарке сбежавшую племянницу. Не найдя ее, он решает продолжить поиски. После его ухода появляется Жермен, которая тоже ищет спасение в найме. Под пересуды девушек она застенчиво поет песенку служанок. Маркиз, узнавший Жермен, берет в прислуги и ее. Вновь показывается Гаспар. Он пытается разыграть сердечный приступ, но, несмотря на все его уловки, Жермен уже вне его власти, по закону Корневиля.
II акт
Картина третья
Жермен и Маркиз в сопровождении Серполетты, Гренише и Судьи проникают в Корневильский замок в надежде раскрыть его тайну. Все трясутся от страха, обходя заброшенные помещения. Лишь одна Жермен удивила Маркиза своей храбростью. Маркиз раскрывает свое инкогнито и требует у Судьи отчета об управлении замком, но тот не может сказать ничего вразумительного. Поиски улик продолжаются… Кто-то нашел ключи, кто-то свечи и кувшин с водой, а Маркиз приносит портфель со старыми документами. И — о невероятная новость! — из письма графа де Люсней становится известно, что он оставил малютку дочь и всё свое состояние на сохранение Гаспару. «Этот ребенок, дочь графа, ведь это я!» — восклицает Серполетта, радуясь тому, что подтвердились ее фантазии о благородном происхождении.
Влюбленный Маркиз недоволен отношениями Жермен и Гренише. Девушка объясняет, что должна стать женой рыбака, так как поклялась отдать руку своему спасителю… Маркиз возмущен обманом. Расправу с Гренише отдаляет появление матроса, который видел, как к замку приближается лодка. Всем интересно, кто это. Маркиз обряжает Гренише в латы и велит остальным спрятаться.
Тем временем в зале появляется призрак. Им оказывается Гаспар. Завладев богатствами графа, старик много лет изображал приведение Корневиля, отпугивая всех, кто мог бы проникнуть в замок. Он достает заветный сундук и любуется своими сокровищами. Вдруг ему начинают слышаться какие-то шорохи, мерещиться видения… Гаспар напуган, он пытается убедить себя, что единственное привидение в замке — это он сам. Внезапно раздается колокольный звон, а затем таинственное пение… Гаспар от ужаса сходит с ума.
Картина четвертая
Лишившийся рассудка Гаспар бродит по окрестностям… Появляются разряженная в пух и прах Серполетта и Гренише, которого она произвела в управляющие. Их вид вызывает всеобщее веселье. Серполетта пытается доказать, что теперь она стала важной птицей и занимает новое положение в обществе. Судья выражает сомнение в ее происхождении, но у него нет доказательств. Серполетта, подражая знатным дамам, приглашает всех корневильцев на праздник в свой замок. Тем временем Маркиз, подкараулив Гренише, заставляет его признаться в обмане. Случайно это слышит и сама Жермен. Она счастлива, но отказывается выйти замуж за Маркиза, ведь она всего лишь племянница простого крестьянина, еще и совершившего преступление. На праздник приходит Гаспар. От угрызений совести его рассудок проясняется. Он отдает судье листок, вырванный из метрической книги.
Оказывается, виконтесса де Люсней — Жермен, которую старик выдавал за племянницу… На башне Корневильского замка ожили колокола, возвещая о новой счастливой жизни. А Серполетта? Она, как оказывается, не очень-то и огорчена своим обратным превращением в простую крестьянку…