Опера «Красная Шапочка», посвященная цесаревичу Алексею Романову, была написана в 1911 году.
В основе оперы «Красная Шапочка» лежит одна из лучших и любимых народных сказок, обработанная французским писателем Шарлем Перро. Опера была написана в 1911 году и посвящена наследнику Николая II, маленькому цесаревичу Алексею. Имя либреттиста — Марины Станиславовны Поль — история сохранила, хотя в клавире зафиксированы лишь ее инициалы — М. С. П.
Сборник «Историй, или Сказок былых времен с моральными поучениями», где впервые была напечатана «Красная Шапочка», вышел в свет в 1697 году. Автором был указан сын Шарля Перро Поль Дарманкур, однако настоящим автором был сам Шарль Перро (1628–1703). Успех историй был оглушительный! Их обожали, им подражали. Сказки как жанр стали невероятно модными. Черпая сюжеты для своих историй по большей части в народных сказках, Перро придавал им новую форму, окрашивал яркими салонными красками и добавлял нравоучения, которые считал необходимой составляющей.
В отличие от литературных источников, которых в европейской практике множество (например, в XIX веке братья Гримм сделали свою обработку «Красной Шапочки», перевод которой в России осуществили П. Полевой, а затем И. Тургенев), Марина Поль вместе с Цезарем Кюи отдавали себе отчет, что опера пишется для детей, а детей лишний раз пугать не стоит. В то же время из сказки необходимо вынести какой-то полезный урок. Поэтому к Волку применяют более гуманное обращение — его не убивают, а просто «делают операцию», а после, по просьбе Красной Шапочки, которая хоть и рассержена, но по своей природе добрая девочка, даже зашивают ему живот. В итоге Серый Волк раскаивается, просит прощения, а также обещает быть добрым и впредь никому зла не делать.
«Когда у меня возникла идея поставить сказку на сцене нашего театра, я сразу вспомнил о Цезаре Кюи. Это прекрасный композитор, который первым в России начал создавать оперы для детей. Совсем недавно мы поставили его оперу «Кот в сапогах», и нас так обнадежил опыт обращения к детской теме, что мы решили предложить нашим маленьким зрителям продолжить сказочные приключения вместе с Красной Шапочкой.
Театр очень серьезно относится к детскому зрителю, поэтому мы расширили партитуру, добавив музыку из других детских опер Кюи, и сделали современную аранжировку. Как в прошлый раз, мы не ограничились иллюстрацией сказки, мы пересказали ее на свой лад. Мы сфантазировали такую ситуацию, когда сказка рождается на глазах у публики. Я уверен, что детям очень интересно наблюдать, как один сказочный персонаж превращается в другого. Ведь это и есть театр для детей.
Шарль Перро — великий писатель, и я очень рад, что у нас в репертуаре будет небольшая коллекция из двух опер Цезаря Кюи и двух сказок Шарля Перро». Ю. Александров.
I акт
В темном дремучем лесу собрались лесные обитатели: лешие и лесные шутихи. Они начинают свой рассказ про девочку, которую все называли Красная Шапочка…
Как-то мама Красной Шапочки отправила дочку проведать больную бабушку, а заодно отнести ей любимых молочка и ватрушек. Бабушка жила далеко, дорога к ее дому шла через лес, где обитали разные звери и сказочные чудовища.
Первыми Шапочка встретила леших. Эти призрачные существа постоянно меняли свой облик, представая то дровосеками, то лягушками, то совами… Поболтав с ними и угостив их вкусными ватрушками, девочка заторопилась к бабушке. Но тут из чащи выскочил Серый Волк. Он был очень голоден, целых три дня в его пасти не было никакой еды. Хитростью выведав, куда и зачем направляется Красная Шапочка, хищник подумал, что съесть бабушку — отличная идея. Но! Для этого ему надо попасть в избушку раньше Красной Шапочки. Надеясь обмануть девочку, Волк предложил ей побежать наперегонки. Сам он помчался коротким путем, а Красная Шапочка побежала по длинной дорожке.
Прибежав к домику, Волк подделал голос под голос Красной Шапочки и ворвался к бабушке. Подслеповатая старушка не заметила подмены, приняв серого обманщика за свою внучку… А вот что случилось с бабушкой, мы узнаем только в начале следующего действия.
II акт
Красная Шапочка заблудилась. Она встречает страшных чудовищ, которые чем-то напоминают ей леших. Смелая девочка укрощает их своей добротой, и после этого они исчезают. Устав от тревожного дня, Красная Шапочка засыпает.
Тем временем Волк, проглотив старушку, уютно устроился в ее постели. Надев чепец и очки, он поджидает Шапочку.
Проснувшись, Красная Шапочка понимает, что находится недалеко от бабушкиной избушки. Войдя в дом, она, к своему изумлению, обнаруживает, что у бабушки очень странный вид. Из-под огромного чепца торчат огромные уши. Из-за огромных очков смотрят огромные глаза. Из-под одеяла высовываются огромные руки и ноги. Вдруг Красная Шапочка замечает, что у бабушки еще и огромные зубы… Не успела Красная Шапочка ничего понять, как злой Волк набросился на нее и проглотил.
На опушке леса появляются охотники, в которых превратились уже знакомые нам лешие. Навстречу им выбегает мама Красной Шапочки. Она взволнована и напугана. Она уверена, что случилась беда и надо спешить на помощь Красной Шапочке и бабушке. Трусливые охотники, испугавшись страшного зверя, предлагают маме самой расправиться с хищником и распороть ему живот. Мама Красной Шапочки, превратившись в отважную мстительницу, вонзает кинжал Волку прямо в брюхо. И — о чудо! — оттуда появляются целые и невредимые внучка и бабушка. Мама Красной Шапочки и охотники собираются убить Волка, но Шапочка с бабушкой заступаются за него.
Надеемся на то, что и вы, маленькие зрители, поддержите в этом добром начинании наших персонажей!
Волк извиняется за свои дурные поступки и дает обещание, что он больше никогда никому не причинит зла. Но что задумал хитрый Волк на самом деле, конечно же, никто не узнает…