Театр Санкт-Петербург Опера

«Дарить людям радость»


Порой нам кажется, что мы знаем о творчестве Чайковского всё! Но оказывается, что в творчестве самого исполняемого в мире композитора есть до сих пор непознанные сочинения. Таким «неизведанным» гением Чайковский предстает для нас в опере «Черевички». А ведь началась история этой оперы на брегах Невы!
В 1874 году молодой, но уже известный композитор принял участие в конкурсе на сочинение оперы по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» на либретто известного поэта Якова Полонского. Конкурс был объявлен Императорским русским музыкальным обществом в связи с неожиданной кончиной композитора А. Н. Серова, которому первоначально была заказана эта опера. Для Чайковского побудительной причиной создания оперы, была его любовь к творчеству Гоголя и украинскому музыкальному фольклору. И это не случайно. Прадед композитора Федор Чайка был казаком Миргородского полка, а дед учился в Киево-Могилянской академии, затем служил полковым врачом во время русско-турецкой войны 1768-1772 годов, получил дворянство и фамилию Чайковский. С 1864 года композитор подолгу жил летом в Малороссии в имениях своих друзей: у Кондратьевых в Низах, где увлеченно сочинял «Кузнеца Вакулу»; в семье сестры Александры Ильиничны Давыдовой в Каменке; в имении Н.Ф. фон Мекк в Браилове. Петр Ильич любил украинские народные песни, использовал их в операх «Черевички» и «Мазепа».
Летом 1874 года опера «Кузнец Вакула» была написана, оркестрована и под девизом «Ars longa, vita brevis est (Искусство вечно – жизнь коротка)» представлена на анонимный конкурс. Авторитетное жюри в лице композиторов В. Направника, Н. Римского-Корсакова и А. Рубинштейна единодушно присудило сразу две премии - первую и вторую - Чайковскому.
Опера «Кузнец Вакула» была роскошно и тщательно поставлена в Петербурге в Мариинском театре. Премьера состоялась под управлением Э. Направника 24 ноября 1876 года. Публика, ожидавшая легкий комедийный спектакль, была озадачена обилием симфонических номеров, лирико-драматическим, а порой и трагическим характером музыки в партиях Солохи, Оксаны и Вакулы.
Однако следует заметить, что путь драматизации комического сюжета Гоголя подсказал Чайковскому Полонский своим оперным либретто с изменениями первоисточника. Поэт развил лирическую линию любви Вакулы и Оксаны; заменил комическую сцену у Пацюка сценой печальных русалок; довольно безобидный, глуповатый работяга Чёрт был преобразован в демонического, зловещего князя Тьмы - Беса, которому, согласно демонологической иерархии подвластны тайные секреты Вселенной и подчиняются стихии. Тревожная симфоническая картина вьюги, затеянной Бесом в финале первой картины, воспринимается не только как музыкальная зарисовка стихийных сил природы, но и как натиск демонических сил, желающих погубить лирических героев и их надежды на счастье. Так в комико-фантастическую оперу вошла излюбленная лирико-драматическая тема творчества Чайковского: на пути человека к счастью и обретению гармонии встают рок и фатум.
Постепенно опера нашла своего зрителя и в 1876-1880 годах выдержала восемнадцать представлений.
Чайковский, называя свою оперу «мое любимое детище, мой милый “Вакула”», осознавал ее музыкальные просчеты, о чем и написал Танееву: «Опера слишком запружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами<…> Стиль «Вакулы» совсем не оперный: нет ширины и размаха». Спустя десять лет в марте 1885 года Чайковский кардинально переработал партитуру оперы. Не изменив ее замысла и композиции, он обогатил и развил вокальные партии, добавил арию Вакулы «Слышит ли девица», песенку Школьного учителя и куплеты Светлейшего. Опера «Кузнец Вакула» стала первой лирико-комической оперой в истории русского музыкального театра. До нее комическое начало в операх было лишь эпизодом, как, например, в «Руслане и Людмиле» Глинки и «Русалке» Даргомыжского.
Опера во второй редакции под новым названием «Черевички» была поставлена в московском Большом театре и прозвучала под управлением автора 19 января 1887 года. На премьере «Черевичек» Чайковский впервые встал за дирижерский пульт.
«Черевички» до сих пор привлекают красотой и благородством музыки, интригуют неожиданным переплетением в сюжете комических, лирических и фантастических мотивов, очаровывают песенными и танцевальными мелодиями в украинском стиле.
В компьютерном XXI веке опера «Черевички» шествует по оперным сценам мира с участием российских певцов и постановщиков. Назову лондонский «Ковент-Гарден», миланский театр «Ла Скала», «Театр Лирико в Кальяри» на Сардинии. Но в России до последнего времени "Черевички" шли только на Камерной сцене Большого театра.
Премьеру «Черевичек» в камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» я ждала с нетерпением. Во-первых, хотелось услышать творение Чайковского в «живом» исполнении. Во-вторых, в течение тридцати пяти лет существования этого уникального музыкального театра я всегда стремилась увидеть неординарные спектакли создателя и художественного руководителя «Санктъ-Петербургъ Оперы», народного артиста России режиссера Юрия Александрова. Меня привлекает его неизменный интерес к малоизвестным, забытым операм, интересуют постановки в разных режиссерских стилях, неожиданное прочтение известных опер. На его спектаклях никогда не бывает скучно, хотя мои реакции на постановки бывали также самые разные и порой неожиданные: от восхищения и полного приятия до растерянного недоумения и категорического отторжения. Вот и сейчас я задавалась вопросом: а что на сей раз придумал неповторимый Александров?
Замысел постановки «Черевичек» в «Санктъ-Петербургъ Опере» Александров вынашивал долго. Впервые он поставил эту оперу в Италии: в 2005 году в миланском театре «Ла Скала», а затем в 2014 году в Teatro Lirico di Cagliari на итальянском острове Сардиния. Обе постановки он осуществил в союзе с прекрасным художником Вячеславом Окуневым - своим постоянным коллегой.
Перед петербургской премьерой на пресс-конференции Александров сказал: «Произведение это чрезвычайно сложное, и поэтому мы в нашем театре обратились к нему, когда достигли соответствующего уровня мастерства. К премьере у нас готовы три состава, а партию Оксаны поют даже четыре солистки". И добавил: "Сказок со счастливым концом в нашей сегодняшней жизни не так много, а поскольку мы созданы для того, чтобы дарить людям радость, я с огромным нетерпением жду премьеры".
Вся труппа театра участвует в спектакле. Молодые, но уже опытные певцы с прекрасными голосами, вокальным и артистическим мастерством имеют за плечами консерваторское образование, звания лауреатов Международных конкурсов, большой список партий, спетых в этом театре, ставшем для них великолепной школой оперного искусства.
Я посмотрела спектакль 26 декабря в его третьем (но первоклассном!) составе. Все артисты пели, играли с полной отдачей и каждый достоин похвалы. Браво! Из огромного списка действующих лиц и исполнителей назову Владислава Мазанкина (Вакула), Олесю Гордееву (Оксана), Наталию Кочубей (Солоха), Антона Морозова (Бес), Андрея Земскова (Чуб), Всеволода Калмыкова (Школьный учитель), Юрия Борщева (Светлейший).
Для полноценного воссоздания оперы на сцене режиссер пригласил балетмейстера Васила Панайотова и группу танцовщиков. Зажигательно пляшет в образе пьяного казака Валерий Терновой, грациозно и весело танцуют русский танец в Зимнем дворце Наталья Сафонова и Елисей Стрелавин. Мастерски владеют выразительной пластикой также артисты хора и певцы-солисты, изображающие парубков, девчат и стариков, русалок и призраков, придворных.
Добрых слов заслуживает звучание оркестра под управлением дирижера Максима Валькова. Он уверенно и властно вел оркестр и певцов: помимо вокального аккомпанемента с выразительными соло флейты, гобоя, кларнета, виолончели, партитура «Черевичек» включает развитую увертюру (из десяти опер Чайковский написал увертюру только для «Воеводы» и «Черевичек»), картинно-изобразительные симфонические антракты, яркие танцевальные номера (Казачок, Гопак, Менуэт, Полонез). Вся оркестровая музыка звучала выразительно и впечатляюще.
Главное достоинство постановки - гармоничное сочетание всех элементов спектакля: музыки, пластики, живописи, света и цвета. В воссоздании рождественского волшебства и фантазийной сказки значительное место отведено нарядным костюмам в стиле XVIII века. Символический образ императорского Петербурга и сказочного села Диканьки создают декорации в форме открытого пасхального яйца Фаберже с красочными эмалями на внутренних стенках яйца. Пространство внутри раскрытого гигантского яйца и становится местом действия восьми картин.
Создатели видео-арта Георгий Савельев и Виктория Злотникова, светохудожник Азат Юлбарисов показывают зрителям полеты Солохи, Беса и Вакулы в зимнем Рождественском небе. С помощью 3D-технологий проецируют на основной суперзанавес зимние пейзажи, и виды Диканьки, и Санкт-Петербурга .
Особый восторг вызывает ненавязчивое сопровождение увертюры, исполненной при опущенном занавесе, поэтичными свето-цветовыми волнами. Так увертюра вводит слушателя в волшебный мир оперной музыки. Хорошо, что постановщики отказались от существующей ныне практики сценического разыгрывания музыки увертюры. А ведь эта практика идет от недоверия к слушателю и сомнения в степени его музыкальной культуры.
Постановщики определили жанр спектакля как «фантастическая сказка для детей и взрослых». Детей увлекает сказочность сюжета и фантастические приключения героев, взрослых – подлинные глубокие чувства героев. Но «все возрасты покорны» чарующей красоте музыкального исполнения и волшебной красочности постановки.

Лариса Белякаева-Казанская

1 января 2022 года