Театр Санкт-Петербург Опера

Премьера спектакля «Норма» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера»


В основе оперы, написанной в 1831 году — сюжет популярной в то время трагедии Александра Суме «Норма, или Детоубийство». Композитор считал оперу шедевром и говорил, что если внезапно случится кораблекрушение, то единственное произведение, которое необходимо будет спасти — это «Норма».

«К работе с этой оперой я подошел, прежде всего, как классический музыкант. Для меня главное исполнить музыку  Беллини так, как задумал сам автор произведения. Донести до зрителя смыслы, вложенные композитором. Это великая музыка, заключающая в себе глубину человеческих чувств и переживаний», — поделился Юрий Александров.

«Беллини — это мелодия. В произведениях композитора, и в «Норме» в том числе, всё посвящено мелодии, она — продолжение души. Очень интересно сегодняшнему зрителю будет поведение Нормы. Героиня абсолютно нелогична, ее чувства и эмоции меняются каждый номер — от любви до гнева, от ненависти до дружбы. В Норме сосредоточено всё, что есть в женщине», — отмечает дирижер-постановщик спектакля Александр Гойхман.

Премьерой «Нормы» театр продолжает традицию знакомства публики с редко исполняемыми шедеврами мировой классики. Режиссура Юрия Александрова дает возможность зрителю взглянуть на произведение в новом ракурсе, увидеть чувства героев произведения как максимально близкие современности.

«Норма« — одна из любимых моих опер. Хотелось найти пространство, которое меняется вместе с музыкой, дышит и трансформируется. Главное, что хотелось для себя определить —стиль спектакля. Сохранилось мало иконографических материалов о друидах, и мы сочинили своеобразное фэнтези на тему античности и друидов.В декорационных мастерских театра придумали, как собрать пазл из сложных перемещений наших декораций, нашли замечательные фактуры. Также нам удалось сконструировать очень подробные костюмы, напоминающие артефакты раскопок. Зритель, думаю, сможет оценить кропотливую работу мастерских театра», — рассказывает художник Вячеслав Окунев.

По сюжету, верховная жрица друидов Норма любит римского завоевателя Поллиона, от этого союза у них родилось двое детей. Однако Поллион проникается чувствами к юной Адальжизе и хочет украсть ее, чтобы с ней уехать в Рим. Норма узнает об этом и решает отомстить неверному возлюбленному. В первый момент она хочет убить детей, но потом просит Адальжизу увезти их с собой, чтобы те избежали позора и смерти. Норма обращает гнев друидов на Поллиона и обвиняет в том, что он проник в священное жилище жриц. Кельтские воины хватают римского воина и готовы принести в жертву. Норма предлагает Поллиону помощь в спасении, но за это он должен забыть Адальжизу. Поллион отказывается. Любовь все же побеждает ненависть в сердце Нормы, и в последний момент, чтобы спасти любимого, она называет свое имя для священного обряда. Поллион проникается жертвенностью покинутой им возлюбленной и вместе с ней восходит на костер.

«Всегда актуально то, что связано со страданиями человека. В этой опере, несмотря на наивность подачи материала, заключен огромный драматизм. Здесь человечное становится во главу угла. Поэтому история эта очень непростая, очень сложно запутанная и со страшным концом. Мне кажется, опера „Норма” — очень сегодняшний материал, потому что я не могу сказать, что здесь побеждает доброе начало. Побеждает страдание. Сейчас весь мир испытывает страдания, и мы не можем не откликнуться на это», — отмечает Юрий Александров.

9.07.2021