Девушка и арфа


Вячеслав Кочнов. «Вечерный Санкт-Петербург», 16 марта 2020 года. 

 С 19 по 22 марта на нескольких площадках Новой сцены и в Концертном зале Мариинского театра пройдут концерты и мастер-классы IV Международного фестиваля арфы «Северная лира». В программе фестиваля девять мероприятий, включая концерт-открытие в Фойе Стравинского 18 марта, начало в 14.00.

Накануне события на вопросы «Вечернего Санкт-Петербурга» ответила знаменитая петербургская арфистка, член правления Русского арфового общества, солистка Театра «Санктъ-Петербургъ Опера», лауреат международных конкурсов Елизавета АЛЕКСАНДРОВА.

Постоянные посетители филармонических концертов за последние полвека привыкли видеть в оркестре рядом с арфой исключительно представительниц прекрасного пола. Хотя внешне инструмент не выглядит миниатюрным, как, скажем, скрипка или флейта. Где же начало этого романа женщины с арфой?

– Елизавета, скажите, почему в современных симфонических оркестрах на арфах в девяноста девяти процентах случаев играют женщины? В то время как в девятнадцатом веке, например, такого по определению не могло быть, поскольку женщин вообще не брали в состав оркестра…

– Что касается арфы вообще, был такой период в истории инструмента (с середины восемнадцатого по девятнадцатый век), когда он пользовался безумной популярностью, особенно во Франции. Только в одном Париже было около семидесяти мастерских, которые изготавливали этот инструмент. Арфы разной ценовой категории были практически в каждой семье. Конечно, за красоту их особенно любили барышни. У королевы Франции Марии-Антуанетты была коллекция арф, над которыми работали самые выдающиеся художники и скульпторы того времени.

– Но когда все-таки арфа превратилась в дамский инструмент?

– В профессиональном отношении недавно. Девушка и арфа – красивая картинка! Но до пятидесятых годов двадцатого века профессиональными исполнителями на арфе и педагогами были почти исключительно мужчины. Все знаменитые виртуозы, композиторы, педагоги – мужчины. Основатель классов арфы в Санкт-Петербургской консерватории – Альберт Цабель. Среди исполнителей это тоже был исключительно мужской инструмент. Может быть, виновата Великая Отечественная война, когда многих мужчин-арфистов просто не стало. Однако даже страны, которые были меньше затронуты катастрофой Второй мировой, – Америка, Китай – также располагают большим числом женщин-арфисток. Не могу сказать, что мужчин-арфистов нет (их где-то около двадцати процентов), но в основном все же сегодня на арфе играют женщины.

– А трудно играть на арфе по сравнению с другими инструментами?

– У всех инструментов есть свои нюансы: что-то легче сделать на одном инструменте, что-то – на другом. Но я своим ученикам всегда говорю: если ты хорошо играешь на инструменте, то тебе должно быть легко. И только тогда это будет хорошо. А вот достичь этого очень трудно.

– В Театре «Санктъ-Петербургъ Опера» и на других сценах вы играете серьезную академическую музыку. А что предпочитаете для души?

– Вы знаете, я отношусь к той категории людей, которые существуют немножечко оторвано от нынешней музыкальной культуры: люблю слушать и играть Моцарта, например. Чтобы отдохнуть, ни о чем не задумываясь, люблю послушать Фрэнка Синатру, Эллу Фицджеральд. Пусть в меня бросят тапкой, но я считаю, что с чисто музыкальной точки зрения и Филипп Киркоров хорош. Не могу сказать, что у меня есть его записи, но иногда, переключая телевизор, я остановлюсь и послушаю Киркорова. Несмотря на весь эпатаж, я считаю, что это сделано на сто процентов. По отношению к нему у меня не возникает отрицательных эмоций. Пугачева молодая тоже привлекает. Но сказать, что я фанат кого-то из современных исполнителей, не могу.

– А где вас сейчас можно услышать?

– В оркестре я играю только в двух операх, где есть большие партии и соло арфы: в «Поругании Лукреции» Бриттена и в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. В основном же выступаю в качестве солистки на сцене нашего театра и на других площадках.

Досье
Елизавета Александрова

Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Будучи студенткой, стала артисткой симфонического оркестра Мариинского театра, где выступала до 2008 года.

В настоящее время – концертмейстер группы арф симфонического оркестра Театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

С 1995 года дает сольные концерты в Швеции,  Финляндии, Германии, Болгарии  и Нидерландах.

В 2003 году окончила  аспирантуру Московской государственной консерватории  им. П. И. Чайковского.

С 2005 года – член правления Русского арфового общества.

С 2011 года преподает  в Петрозаводской государственной консерватории  им. А. К. Глазунова. Дает сольные концерты на сцене Театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

Лауреат множества профессиональных премий.