Камерная опера, которую мы любим


Анна Павлова. «Санкт-Петербургский курьер», 7 ноября 2019.
Есть события в культурной жизни Петербурга, которые нельзя пропустить. IV Международный фестиваль камерной оперы, состоявшийся в рамках Года театра, стал для города явлением особенно значимым.
Весь октябрь в музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» можно смело назвать настоящим праздником для ценителей музыки. Художественный руководитель фестиваля народный артист России Юрий Александров снова предоставил петербуржцам и гостям города уникальную возможность познакомиться с редкими шедеврами оперной классики и с камерными коллективами, ранее не выступавшими в Северной столице или приезжавшими к нам крайне редко. В этот раз география участников была невероятно обширна.
Творческие коллективы из Греции и Латвии, Венгрии и Казахстана, Башкирии со своими уникальными исполнительскими традициями вошли в насыщенную и разнообразную программу фестиваля. Всех их объединяет любовь к камерной опере со всеми ее чарующими возможностями и всеми специфическими особенностями жанра. Ведь небольшая опера, с ограниченным составом исполнителей и небольшим оркестром, ставит перед режиссером-постановщиком и составом исполнителей задачу повышенной сложности — ювелирной, филигранной работы, которую Юрий Александров на пресс-конференции, предваряющей открытие фестиваля, обозначил как «творчество под лупой, на острие скальпеля».
По сложившейся традиции фестиваль открылся спектаклем «хозяев»: труппа исполнила недавнюю премьеру — классическую оперетту Имре Кальмана «Сильва». Уникальный по красоте зал театра, ставшего основной площадкой фестиваля, в этом спектакле играет особую роль — режиссеру-постановщику Юрию Александрову удалось сделать интерьер театра роскошной декорацией спектакля. Оркестр расположен в глубине сцены, поэтому сама сцена словно выдвинута вперед. Стоявший в этот вечер за пультом дирижер Александр Гойхман был обращен лицом к зрительному залу на втором этаже. Очарованная публика могла не только наслаждаться великолепными голосами исполнителей, но и видеть лицо дирижера в любой момент его работы. 
Затем на этой сцене выступили первые иностранные гости фестивального марафона — коллектив культурного центра греческой префектуры Центральной Македонии. Они презентовали спектакль «Дидона и Эней». Самое известное сочинение композитора Генри Перселла неизменно вызывает огромный интерес любителей барочной музыки и камерной оперы. Творческий коллектив постановки объединил усилия симфонического оркестра мэрии города Салоники под управлением Лизы Ксандопуло, смешанного хора города Салоники под управлением Мэри Константиду, а также солистов национального театра оперы и балета. Античный миф под музыку барокко, как представили создатели спектакля свою работу, в постановке Димитриса Киянидиса выглядел яркой сказкой с остро очерченными индивидуальными характерами персонажей. Исполнители центральных партий София Митропулу, Армандо Пуклавец и Наташа Капсахили вызвали заслуженные восторги в зрительном зале. Настоящим героем этого вечера стал Николаос Спанос — исполнитель роли Ведьмы. 
Ценителей барокко на фестивале ждал еще один подарок — Коллегиум Музикум Рига (Латвия) представил барочные оперы XVIIXVIII веков: «Истории про Клоринду, Иеффая и Исмену». Музыкальный триптих, сложносочиненный из произведений К. Монтеверди и Дж. Кариссими и дополненный любовной пасторалью Франсуа Ребеля и Франсуа Франкера, стал изящной реконструкцией прекрасной эпохи. Прозвучали произведения на трех языках: сначала итальянский и латынь в первом отделении, а затем куртуазный французский. Обильно декорированные костюмы в стиле «помпадур» во втором отделении идеально вписались в интерьер театра. Художественный руководитель и основатель Collegium Musicum Riga Марис Купчс прекрасно справился со сложной постановкой. Отдельно хочется отметить изысканно звучавший оркестр.
Еще один «костюмный спектакль» — великолепная операфарс Дж. Россини «Шелковая лестница» в постановке «Астана Опера» — также завоевал признание петербуржского зрителя. Лаконичные и при этом многофункциональные декорации, роскошные исторические костюмы, созданные Мананой Гунией, вызвали всеобщее восхищение. Творческая команда «Шелковой лестницы» как на подбор — звездная. Солисты продемонстрировали великолепное владение техникой колоратурного вокала. Дирижер-постановщик спектакля заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин уверенно вел за собой камерный оркестр. Примечательно, что «Астана Опера» поставила «Шелковую лестницу» первой во всей Центральной Азии. Дебют вышел столь удачным, что обещает нам новые открытия и новые встречи. 
Заявленные в программе фестиваля спектакли «Каирский гусь» В. Моцарта и «Лунный мир» И. Гайдна привлекали внимание уже как репертуарные раритеты мировой оперной сцены, но стали настоящими открытиями для петербуржцев. Венгерская опера, не гастролировавшая в России с советских времен, представила искрометное пастиччо, внутри сюжетных ходов которого легко угадываются ситуации и характеры персонажей будущего подлинного шедевра Моцарта — «Свадьбы Фигаро». И если Каирскому гусю, вопреки ожиданиям героев этой комедии положений, так и не суждено было запеть, то уровень вокальной техники и природная красота тембров всех восьми исполнителей спектакля действительно порадовали. Певцы великолепно справлялись с моцартовской стилистикой и оказались весьма пластичными артистами, азартно исполнившими свои роли. Хочется отметить также безупречную работу дирижера Пала Немета, изобретательную режиссуру Атиллы Тороникей и визуальное решение Каталин Юхас, по чьей воле герои бесконечно собирали кубики-пазлы, решая свои жизненные неурядицы, а как только конструкция была собрана, то в ней тут же прочитывались мудрая улыбка Моцарта и его ироничный взгляд. В финале спектакля все «пазлы сложились» и на сцене был возведен огромный планшет-мозаика, с которого на нас смотрит великий Моцарт. 
Спектакль Башкирского государственного театра оперы и балета «Лунный мир» заинтересовал попыткой диалога технически оснащенного ХХI века с музыкой венской классической школы. Действие комической оперы Йозефа Гайдна «Лунный мир» по воле режиссера Елизаветы Корнеевой перенесено в наши дни, что поначалу несколько обескураживает, но в итоге выглядит довольно убедительно. Режиссер рискнула сделать ставку не только на звучание оркестра и вокальное мастерство солистов, но и на сверхсовременное световое и звуковое оборудование. Впрочем, риск этот оказался оправдан, ведь спектакль уже вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска», а теперь имел успех у искушенной петербургской публики. 
На закрытии фестиваля была представлена опера «Фауст» Ш. Гуно в постановке народного артиста России Юрия Александрова. Этот спектакль выдержан в современной, экспрессивной стилистике и по праву занимает важное место в репертуаре театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Хочется надеяться, что Международный фестиваль камерной оперы, который проводится при поддержке правительства СанктПетербурга, городского комитета по культуре, год от года будет набирать силы и расширять круг своих участников.