О свойствах страсти - в стиле барокко


Вячеслав Кочнов, «Вечерний Санкт-Петербург», 16 октября 2019.
Петербургские меломаны недавно смогли познакомиться с постановками двух знаменитейших барочных опер, переместившись из промозглого осеннего города начала XXI века на три с лишним столетия назад. Благо дворцовые интерьеры Санкт-Петербурга позволяют сделать это без большого труда.
«Дидона и Эней»
На сцене Театра «Санктъ-Петербургъ опера» в рамках IV Международного фестиваля камерной оперы греческой труппой Культурного центра префектуры Центральной Македонии из города Салоники был показан спектакль по «Дидоне и Энею» Пёрселла в постановке режиссера Димитриса Кианидиса. А 8 и 9 октября в Эрмитажном театре состоялась главная премьера XXII фестиваля EARLYMUSIC – постановка лирической трагедии Жана Батиста Люлли «Атис. Опера для короля» в режиссерской версии француза Тьерри Пето.
Впрочем, с «Дидоной и Энеем» мы можем встретиться на различных петербургских подмостках раз в три-четыре сезона в рамках чьих-нибудь гастролей, а в «Зазеркалье» можно видеть авторскую версию этой оперы, представленную Василием Заржецким. А вот что касается «Атиса» Люлли, то постановка его фрагментов Тьерри Пето представила единственный на сегодняшний день шанс первого живого знакомства со знаменитой оперой.
Опера «Дидона и Эней» сочинялась 29-летним Пёрселлом для молодых воспитанниц пансиона Челси на либретто Наума Тейта по Четвертой книге поэмы Вергилия «Энеида». Любовный сюжет вечен, и устареть ему не дано. Хотя Тейт, конечно же, преобразил Вергилия в духе своего времени: у него участниками действия помимо Дидоны, ее служанки, Энея, его матросов и античных богов присутствуют Ведьма и сугубо британские злокозненные эльфы, на которых драматургом и возложена вина за расставание влюбленных и за трагическую гибель Дидоны. Ведьма в исполнении обладателя камерного, но очень красивого голоса контратенора Николаоса Спаноса присылает Энею одного из своих эльфов в обличии Меркурия, который приказывает беглому троянцу покинуть свою возлюбленную и отправиться навстречу своей новой судьбе в Италию.
Греческий спектакль был аутентичен, изыскан и изящен. Костюмы Иоанны Маноледаки и декорации Атанасиоса Колаласа вызвали отдельные аплодисменты и возгласы «браво!» со стороны публики во время выходов создателей спектакля на поклоны. Режиссер Димитрис Кианидис удивительно тонко подобрал актерскую фактуру для каждой из ролей: зритель верил, по Станиславскому, и безумной любви Дидоны в исполнении Софии Митропулу, и холодному двуличию безвольного Энея в подаче Армандо Пуклавеца.

https://vecherka-spb.ru/2019/10/16/os-svojstvah-strasti-v-stile-barokko/