«Санктъ-Петербургъ Опера» в Москве на фестивале «Видеть музыку»


Масштабный фестиваль–панорама музыкальных театров «Видеть музыку», идущий в Москве с середины сентября в рамках биеннале театрального искусства, завершается. «Театр живет полноценно, успешно развивается и обновляется только тогда, когда есть многообразие художественных направлений и стилей», — сказал актер и режиссер Александр Калягин. Для того чтобы дать возможность коллективам «людей посмотреть, и себя показать», обменяться идеями, увидеть все это многообразие и свое место в общероссийском контексте, и возник по инициативе Ассоциации Музыкальных Театров этот фестиваль. 

В третий раз более двух десятков театров из всех регионов страны представляли свои лучшие работы на основных сценах столицы, таких как Большой театр, «Геликон-опера», Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, «Новая опера» имени Евгения Колобова, Центр оперного пения Галины Вишневской, Театр на Таганке и Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева, в дни фестиваля открывший сезон в обновленном здании. Разнообразие идей, находок, широкую амплитуду художественных средств может представить в своих работах и один коллектив, как например, Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Это прекрасные солисты, отличный оркестр, богатый репертуар из лучших произведений русской и западноевропейской классики. «За годы существования театр получил множество престижных театральных премий, но сама большая для нас награда – это обретение своего Дома. Мы получили уникальное по красоте здание, особняк барона фон Дервиза в центре старого Петербурга», — говорит художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Александров. В ХlХ веке там тоже был театр, где выступали великие певцы Федор Шаляпин и Леонид Собинов, а также Айседора Дункан. А после 1917 года в здании располагались различные советские учреждения, которые довели его до плачевного состояния. Ровно 20 лет назад оно было передано Камерному театру «Санктъ-Петербургъ Опера», и благодаря титаническим усилиям Юрия Александрова, петербуржцам теперь возвращен один из красивейших дворцов, жемчужина европейского модерна в его первозданном виде. 
Театр из Санкт-Петербурга показал на сцене «Геликон-оперы» французский «товар лицом»: оперетту Р.Планкетта «Корневильские колокола» и оперу Ш.Гуно «Фауст» — две ярко контрастные работы. Каждое произведение в своем жанре выдающееся, они признаны во всем мире, более ста лет продолжают интересовать новые поколения режиссеров, и один из них – основатель и бессменный руководитель «Санктъ-Петербургъ Оперы», уроженец Ленинграда Юрий Александров. Он знаменит своими творческими экспериментами и неожиданными режиссерскими решениями. В отличие от многих постановщиков драмы, берущихся за оперы, переоценивая свои возможности, Александров имеет на это право уже потому, что он профессиональный музыкант, закончивший Ленинградскую консерваторию как пианист, а потом получивший диплом музыкального режиссера. Это во многом определяет характер его постановок, основанных на точном прочтении партитуры и понимании того, что музыка в опере – главное. 
Романтическая оперетта «Корневильские колокола» Робера Планкетта была поставлена в «Санктъ-Петербургъ Опере» два года назад и продолжает идти в северной столице с аншлагами. На фестивальном показе в Москве она тоже имела огромный успех. Яркость, свет, веселье, юмор – этому были подстать и музыка, и блистательная игра актеров-певцов, и мизансцены, и работа художника по свету Ирины Вторниковой, и костюмы художника-постановщика Вячеслава Окунева. Опера исполнялась на русском языке, поскольку здесь важны разговорные диалоги. Московская публика, охочая до хорошего пения, отметила прекрасные голоса солистов Александры Зарубиной (Серполетта), Ефима Расторгуева (Гаспар), Елены Тихоновой (Жермен) и других. Во многих сценах проявлялось удивительное качество режиссера Александрова – умение балансировать на грани. Французская оперетта иногда предполагает некоторую фривольность, а в наше время и вовсе можно ожидать «на эту тему» чего угодно. Кажется, вот-вот и будет перебор. Но нет, в какой-то момент действие доходит «до грани» и не переступает черту. Даже развеселые канканские телодвижения по выполнению были вполне комильфо. Спектакль оставил радостное ощущение, и публика долго не давала уйти артистам, режиссеру, дирижеру и оркестрантам.
Такой же радушный прием москвичи оказала на следующий день совершенно противоположному спектаклю «Санктъ-Петербургъ Оперы», составившему колоссальный контраст «Корневильским колоколам» — опере Шарля Гуно «Фауст». Действие перенесено, в соответствии с тенденцией мировой театральной практики, в наши дни, и обозначено как психологическая драма в двух частях. Исполняется на французском языке с субтитрами. 
Жизнь и Смерть, взлет и падения, Бог и Дьявол — эти вселенские категории сопровождали человечество на протяжении всего его существования. И для кого-то жизнь может стать адом, а смерть – желанным избавлением от мучений. Наука ХХl века готова клонировать себе подобных, и «доктор» Мефистофель проводит успешные опыты. Наш герой Фауст готов заплатить любую цену за вторую молодость, не задумываясь о том, что, нарушая естественные законы, мы ввергаем природу и самих себя в бесконечную цепь преступлений, и осознание этого может прийти слишком поздно. Главная борьба идет за наши души, ибо намного легче управлять людьми без любви, без памяти, веры и надежды – вот дьявольская затея властителя преисподней. И, может быть, сатана не где-то далеко, а прямо среди нас – обаятельный, манящий и всемогущий, дарующий исцеление, а все мы лишь «пациенты». 
В трагической опере, цветово оформленной черным с красным, с задником-бездной тоже дает о себе знать «соль» режиссера Александрова — балансирование «на грани». Один из эпизодов — аборт Маргариты. Звучит шокирующе, кажется, на сцене должно быть ужасно, кровь по ногам. Но нет, опять удается Александрову с его чутьем и вкусом выстроить мизансцены так, что все остается в рамках искусства, не переходя в пошлую «чернуху». 
Спектакль производит очень сильное впечатление, неудивительно, что о нем после премьеры в родном городе говорили все петербургские театралы. А теперь и московские. Юрий Александров оказался совершенно прав, написав в буклете, что во вверенном ему театре «Санктъ-Петербургъ Опера» — первоклассные солисты. Они же и великолепные актеры, игравшие с невероятным эмоциональным накалом: Фауст – Денис Закиров, Мефистофель – Юрий Борщов, Маргарита – Софья Некрасова, Зибель — Виктория Мартемьянова, Валентин – Владимир Целебровский. Дирижер–постановщик — Максим Вальков, художник -Вячеслав Окунев, свет – Ирина Вторникова. Видеоарт (на заднике руки, деревья, привидения) – Даниил Бакалин. Спектакль удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». 
«Фауст» из Санкт-Петербурга – без сомнения, одно из самых ярких явлений фестиваля «Видеть музыку». Долго не утихали бурные продолжительные аплодисменты, никто не хотел уходить из зала, где только что кипели адские страсти, артистов, выложившихся с полной отдачей, долго не отпускали со сцены. А замечательная музыка Шарля Гуно продолжала звучать в голове еще долго после окончания спектакля.