Ноты революции


Музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ опера" 100-летие Октябрьской революции готовится отметить оперой Вано Мурадели "Октябрь".

Написанная в 1961 году, она лишь однажды увидела свет со сцены Большого театра в Москве. Получила весьма сдержанную критику и больше на подмостках не появлялась. Но художественный руководитель театра Юрий Александров считает, что творчество композитора Мурадели недооценено современниками. Его имя, заклейменное в 1948 году специальным постановлением ЦК партии "за формализм" в опере "Великая дружба", навсегда осталось в нашей истории как символ второсортного, некачественного. А ведь Мурадели был замечательным мелодистом и весьма интересным аранжировщиком. Достаточно вспомнить хотя бы такие его песни, как "Бухенвальдский набат" или "Гимн космонавтов" ("Я - Земля! Я своих провожаю питомцев..."). 
По мнению Александрова, опера "Октябрь" - значительное произведение, которое отличает прежде всего выразительная и очень разнообразная музыка, звучащая на редкость современно. 
- Здесь такие терпкие гармонии, - отмечает Александров. 
Неслучайно новый спектакль постановщики назвали "Октябрь ..17", не уточняя век. Цифра здесь - и дата событий, происходящих в опере, и грядущий юбилей, и даже возраст героев, о которых идет речь в произведении. 
Режиссер-постановщик убрал из своего произведения линии, касающиеся расстановки классовых сил и борьбы народных масс. Здесь, в отличие от премьеры прошлого века, не будет ни поющего в Разливе Ленина, ни хора революционных матросов с "Авроры". Зато отчетливо прозвучит чистая и трагическая история первой любви. Сестру милосердия Марину любит белогвардеец Масальский. Она же влюблена в Андрея. Он - большевик, агитатор. И Масальский послан с заданием убить Андрея. Однако Марина закрывает любимого своим телом и гибнет. 
- Мы хотим сделать спектакль про человеческие чувства в эпоху великих потрясений. В этой революционной каше гибнет прекрасная девушка, потому что мужчины, увлеченные борьбой за свои представления о том, что должно и как надо, не смогли ее защитить, - поясняет режиссер.
Примечательно, что, помимо текста оригинального либретто, в опере прозвучат стихи поэтов Серебряного века: Бальмонта, Блока, Гиппиус, Ахматовой, Маяковского. Поэтическую линию в спектакле ведут студенты Института сценических искусств. Более того, и премьера состоится 7-8 ноября на сцене учебного театра института. 
- Это - актовый зал бывшего Тенишевского училища, студентами которого были Набоков и Мандельштам, здесь впервые был поставлен "Балаганчик" Блока, так что спектакль многое "наследует по прямой" у того помещения, где он прозвучит, - отмечает декан факультета музыкального театра Елена Третьякова. 
Сцена в залах у графини, за которую так ругали советские рецензенты постановку Большого театра, станет, по всей вероятности, одной из самых выразительных в новом спектакле. Во всяком случае, ария "Танго Графини", которую на пресс-показе исполнила для журналистов Наталья Воробьева, прозвучала весьма интересно. 
Спектакль "Октябрь ..17" станет завершающей частью трилогии "Чтобы помнили". К ней Юрий Александров относит свои постановки опер "Крым" Мариана Коваля и "Молодая гвардия" Юлия Мейтуса, премьеры которых состоялись в прошлом и позапрошлом годах.