По завершении московских гастролей


В октябре Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» выступил в Москве на Всероссийском фестивале «Видеть музыку». Спектакли театра были восторженно встречены зрителями и, в целом, получили высокую оценку в прессе. 

Из двух спектаклей театра, представленных на фестивале – «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе и «Не только любовь» Родиона Щедрина, – большее внимание привлекла постановка именно щедринской оперы, которую «Санктъ-Петербургъ Опера» показала на сцене Камерного музыкального театра им. Покровского. «Честно сказать, я шел на спектакль с некоторой опаской, – откровенно заметил рецензент информационного интернет-портала «Ревизор» Владимир Зисман (30.10.2016). – Скажу сразу: спасибо режиссеру-постановщику этого спектакля Юрию Александрову, мои опасения не оправдались ни в малейшей степени. Он просто всю интонацию драматургии привел от производственной тематики к нормальным человеческим эмоциям. <…> И, начиная с первой же сцены, в которой квартет трактористов от нечего делать играет в домино, становится понятно, что это художественное явление того же ряда, что и рассказы В. Шукшина или В. Тендрякова. <…> Сценически-конструктивное решение достаточно лаконично – основная информационная нагрузка решается с помощью видеопроекции на задник сцены. Там и дождь идет, и небо голубое появляется, и лес, и унылые деревенские пейзажи с ЛЭП на заднем плане». 
Рецензент отметил и прекрасную игру актеров театра. Один из главных героев – Володя Гаврилов – «характер-провокация, и это очень точно показывает Владислав Мазанкин, мастерски и актерски, и вокально выстраивая фразировочно-сложную партию. Он практически с самого начала и до конца спектакля рисует довольно извилистую драматургическую линию своего героя». «В партии Володиной невесты Наташи была очень лирична Евгения Кравченко». «Трактористы – просто великолепны и как певцы, и в передаче ими характеров, и чисто фактурно точно попали в образ. Все четверо: А. Морозов, Ю. Борщёв, Д. Закиров и Д. Ахметшин. А их квартет в начале первого акта был исполнен так, что вызвал общий восторг зала. Девушка с высоким голосом – да, так называется эта роль – Олеся Гордеева замечательно ее спела». 
«Героями вечера на сцене стали две певицы. Это Наталья Кочубей в роли Катерины, разведенки – «лучшая роль второго плана». Она появляется эпизодически, но на протяжении всего спектакля; это просто каскад комедийных деталей, очень точно придуманных и сделанных. Количество событий в единицу времени, которое она продуцирует, превосходит все мыслимые масштабы, эта артистка, притягивала все внимание публики просто фактом своего появления на сцене. И, конечно же, исполнительница главной роли Варвары Васильевны Лариса Поминова. Это не только мощный экспрессивный вокал, это фантастический калейдоскоп женских характеров и состояний». 
«В опере огромная нагрузка ложится на хор (хормейстер Мария Гергель), потому что он по сути является одним из главных героев этого произведения. <…> В целом хор был великолепен и сценически, и в исполнении законченных хоровых номеров». 
«Оркестр – отдельная история. Партитура этой оперы очень прозрачна и сложна для исполнителей, представляя собой, по сути, последовательность сольных эпизодов для самых разнообразных инструментов – это и технически сложнейшие унисоны струнных и фортепиано в песне Наташи, это большая развернутая партия флейты-пикколо, это труднейшая партия гобоя в самом верхнем регистре. Это, наконец, соло контрабаса, тоже за пределами его обычных возможностей. Все это было исполнено мастерски. 
  Отдельные поздравления группе медных духовых, которые блистательно провели все жанровые сцены. Дирижер Максим Вальков очень точно и деликатно по отношению к солистам исполнил этот сложнейший спектакль». 
Обозреватель интернет-портала «Музыкальные сезоны» Сергей Буланов (4.11.2016) также отметил игру актеров: «Образ простой и непритязательной девушки, беспечно влюблённой в чудаковатого парня, показался убедительным [Евгения Кравченко]. Горе, постигшее Наташу, чувствующую предательство, певица достаточно правдиво передала в песне из третьей картины. <…> Владислав Мазанкин (Володя) эффектно изобразил приезд своего героя в деревню, был идеально глуп и нерасторопен при знакомстве с Варварой. Снискал шквал аплодисментов в издевательской “Песне про ёлочку”». Рецензент отметил «блистательное исполнение Натальей Кочубей роли Катерины разведенки», и хоровой «самый “живой” момент спектакля». 
«Потрясающе звучал оркестр под управлением Максима Валькова, музыкальный план во многих случаях был на высоте. Одна из сложностей в партитуре заключается в необходимости подражать народным инструментам. Музыканты мастерски справились с этой и многими другими задачами, играли собранно, подчеркивали детали, сохраняли нужный баланс. 
К наиболее удачным моментам режиссёрской работы относится проработка центрального символа, которым являлся дождь, искусно сымитированный Щедриным трёхголосной двойной фугой. С дождя начинается действие: он мешает полевым работам и способствует безделью колхозных мужиков. Совсем в иной трактовке дождь предстаёт в финальной сцене: Варвара, оставшись одна, с восторгом подставляет руки дождю, веря, что тот смоет с неё боль и горе». Александр Матусевич (газета «Культура», 10.11.2016) назвал спектакль театра «подлинным шедевром». «Без преувеличения можно сказать, это одна из самых выразительных и удачных постановок известного мастера за последние годы. <…> …сильная ее сторона – ярчайшие образы, характеры, выстроенные режиссером по законам музыкальной драматургии. Удалось не только лицедейство: «частушечья» опера спета на редкость качественно, с прекрасной дикцией и филигранными ансамблями, что вызывает у публики естественный восторг. Не часто приходится слышать русскую современную оперу, исполненную столь первоклассно. 
Оркестр театра под предводительством молодого маэстро Максима Валькова великолепно справляется с тембровым разнообразием щедринской партитуры и умело передает вихревую динамичность повествования». 
И резюмировать хочется словами Сергея Буланова (интернет-портал «Музыкальные сезоны», 4.11.2016): «Питерский спектакль вызвал большой ажиотаж». 

О спектаклях «Санктъ-Петербургъ Оперы» в Москве на Всероссийском фестивале «Видеть музыку»: