Килобайт культуры: Директор «Санктъ-Петербургъ Опера» – «В пятый раз выступим в Екабпилсе»


Еще несколько дней – и 23 июля в самом центре Латвии, на острове Крустпилс в Екабпилсе, в пятый раз выступит «Санктъ-Петербургъ Опера» под управлением народного артиста России, лауреата семи «Золотых масок» Юрия Александрова. Начав в 2012 году с показа действительно незабываемого «Риголетто» Верди, свои латвийские гастроли театр продолжит в этом году показом «Севильского цирюльника» Россини. Об этом и другом Rus.lsm.lv сообщил директор театра Евгений Малыгин.

Вы еще не в Латвии? 
– Мы еще не приехали. Приезд коллектива планируется 22-го числа. Вечером этого дня состоится репетиция спектакля на открытой сцене концертной площадки в Екабпилсе. Так как «Санктъ-Петербургъ Опера» уже в пятый раз приезжает на музыкальный фестиваль в этот город, то площадка нам знакома. С латвийскими коллегами давно сложились прекрасные отношения, поэтому монтаж декораций, света и звука занимает минимальное количество времени. 
Как я уже сказал, в Екабпилс «Санктъ-Петербургъ Опера» привозит пятый по счету спектакль. Сегодня – это «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини – одна из последних премьер театра, которая состоялась в марте этого года. По мнению постановщика, опера просто создана для труппы «Санктъ-Петербургъ Оперы», обладающей необходимым набором голосов и замечательными актерскими способностями, ведь обилие комических положений в этой опере и сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, требуют прекрасной актерской игры. 
Даже ведущих музыкальных критиков Латвии поражают великолепные голоса вашей труппы, хотя они зачастую неизвестны широкой публике. Равно как и хор, который и поет, и танцует (его даже называют «хор-де-балет»). Кто выступит в главных ролях сейчас? 
– В спектакле заняты ведущие солисты театра. Голоса роскошные, самому услышать надо. Почти все выпускники Санкт-Петербургской консерватории, но из разных городов России. От Сахалина и Сургута до Москвы. Фигаро исполнит лауреат международных конкурсов Дмитрий Уди, Альмавиву – Денис Закиров, Розину – лауреат международных конкурсов Ирина Скаженик, Бартоло – Юрий Борщёв, Базилио – Владимир Феляуэр. Исполняется опера на языке оригинала, на итальянском языке. 
В этом году, в апреле, впервые на вашей сцене был «ответный визит», гастролировала латвийская труппа, барочный коллектив Musicum Collegium… 
– Пользуясь случаем, от своего имени и имени народного артиста России Юрия Александрова (художественного руководителя не только театра, но и первого в России Международного фестиваля камерной оперы в Санкт-Петербурге) хочется сказать огромное спасибо тем, кто помог в организации приезда этого коллектива в Санкт-Петербург – депутату Рижской думы Максиму Толстому, Александру Растопчину, Лауре Кибере, дирижеру Марису Купчису. Спасибо за то, что в единственном в России Международном фестивале камерной оперы принял участие уникальный коллектив из Латвии Collegium Musicum Riga. Их первое за 28 лет выступление в Северной Пальмире состоялось 25 апреля, и стало музыкальной сенсацией. Постановка оперы «Ацис и Галатея» вызвала бешеный восторг у публики. Дело в том, что Петербург испытывает дефицит барочной музыки, исполняемой на аутентичных инструментах, а латвийский коллектив продемонстрировал не только прекрасные голоса и необычную постановку, но и смог привезти на фестиваль музейные инструменты: клавесин, лютню, а также скрипки и старинные траверсные флейты. 
Что в ближайших творческих планах «Санктъ-Петербургъ Опера»? 
– Следующий театральный сезон – 30-й, юбилейный. В планах театра несколько премьер: «Корневильские колокола» Планкетта (осень 2016), «Фауст» Гуно (22 июня 2017) – как раз к юбилею театра. 
Уже точно запланированы гастроли в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре (5,6 октября – Гала-концерт «Шедевры мировой классики»), 27, 28 октября в рамках Фестиваля Ассоциации музыкальных театров России «Видеть музыку». Выступаем в Москве на двух площадках: «Искатели жемчуга» Бизе в Геликон-опере и «Не только любовь» Родиона Щедрина в театре Б.А. Покровского. 
Как себя чувствует сам мэтр, Юрий Александров? 
– Мэтр чувствует себя прекрасно – вместе со мной уже 21 июля будет в Риге на деловых переговорах. Потом, 22-го, прибудем в Екабпилс. Сам же Юрий Александров, объездивший весь мир и ставивший в крупнейших театрах мира, о своем екабпилском выборе рассказывал в свой предыдущий приезд Rus.lsm.lv следующим образом: 
«У вас в Латвии есть замечательный человек, большой почитатель оперного искусства Спартак Лейманис, который познакомил меня с мэром Екабпилса Леонидом Салцевичем. Леонид приехал ко мне в Санкт-Петербург, посмотрел спектакль и пожелал, чтобы какая-либо постановка моей труппы была представлена в его городе. Я побывал после этого в мае в Екабпилсе и сказал: “Будем тут ставить оперу! Райский уголок!” Я посмотрел, что там есть и замечательный замок, в котором потом в рамках первого музыкального праздника в Екабпилсе провели концерт ваша замечательная оперная певица Сонора Вайце и моя дочь, арфистка Елизавета Александрова. 
Нельзя переставать удивляться, насколько в нашем мире все взаимосвязано. Дело в том, что есть такая опера Гаэтано Доницетти – “Петр Первый”. Хотя партитура куда-то исчезла. Но во всех справочниках написано, что ее премьера была в театре Ла Фениче в Венеции, в 1837 году. Была такая опера! Стал искать партитуру. Выяснилось, что в библиотеке театра был пожар, но что-то там ведь осталось. Я предложил найти партитуру “Петра Первого”. “Ну, там надо столько разбирать!”, – сказали мне. “Сколько стоит, чтобы разобрать?” Выяснилось, что 5 тысяч! Мы заплатили и нашли эту партитуру. Но самое интересное в другом: героиней этой оперы является Мария Скавронская, которая так повлияла на историю России. Мария Скавронская – она же Мария Якобштадтская. Та самая, из Екабпилса! Так что вполне естественно, что на следующий год после “Риголетто” мы просто обязаны были показать “Петра Первого” Доницетти в Екабпилсе». 
О своей нынешней постановке в Екабпилсе мэтр говорит: «К Россини надо прийти, Россини петь плохо нельзя. Сейчас собралась команда, которая может сыграть эту пьесу так, как это должно быть. И это определенный шаг в движении театра наверх. Бытовая комедия интересна всегда. Любовь, ревность, измена… Эти чувства близки и понятны людям в любую эпоху, будь то наше время, прошлый век или позапрошлый… Но мы хотим бытовую историю немного приподнять. Поставить ее на котурны. Как бы воссоздать любовную историю в дворцовых интерьерах. Создать атмосферу праздника легкости, изящества, блеска.
Декорационное оформление спектакля необычно. На сцене минимум: рояль, стол, стул в барочном стиле, но драматические эмоции удачно оттенены красивыми костюмами и сценографическим решением – уникальными видеопроекциями. Основной мотив оформления сцены – зеркальное отражение барочного зала особняка барона фон Дервиза (здания, в котором располагается театр в Санкт-Петербурге). Художник спектакля – народный артист России Вячеслав Окунев поместил сцену в рамки классических белых колонн, словно напоминая, что за окнами холодный стройный Петербург, а в знойную Севилью только играют. Красиво выполненный видеоконтент легко переносит воображение из Испании в Италию или в портретную галерею XVIII века…».