Самая невозможная история любви


19 и 20 мая в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы «Любовный напиток». Художественный руководитель театра режиссер-постановщик спектакля Юрий Александров в очередной раз удивил зрителя нестандартной трактовкой классического сюжета. «Любовный напиток» в его версии – ультрасовременный спектакль с яркими, запоминающимися образами главных героев. 

По сюжету оперы, наивный Неморино, страстно желая добиться взаимной любви отвергающей его красотки Адины и мучаясь ревностью к решительному сопернику – сержанту Белькоре, прибегает к помощи «любовного напитка». Под видом волшебного зелья заезжий доктор-шарлатан Дулькамара продает простаку бутылку портвейна, что приводит к целой череде комических ситуаций. 
Может ли подобная история произойти в двадцать первом веке? Посетив «Любовный напиток» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера», можно ответить на этот вопрос только утвердительно. Декорационное оформление Вячеслава Окунева, основу которого составляет видео-арт, переносит зрителя в один из современных солнечных южных городков. Образы и характеры героев были переосмыслены режиссером с точки зрения реалий современного мира. Как только поднялся занавес, публику ошеломили яркие и смелые костюмы мыслимых и немыслимых цветов. Во время интродукции появились артистки хора, прогуливающиеся по сцене в еще более вызывающих нарядах. Эротические движения и длина юбок развенчали все сомнения относительно профессии девушек. Ночь закончилась – яркие барышни устали от назойливого внимания восхищенных клиентов, не прекращающих к ним приставать. Они собрались вокруг Адины (Олеся Гордеева, Каролина Шаповалова), представшей в не менее дерзком образе, чтобы послушать романтическую легенду о «Тристане и Изольде». Появление среди этих дам Неморино (Денис Закиров, Дамир Закиров) было очень комичным. Маленький, неловкий и кудрявый, он стал мишенью для насмешек, когда с наивным восторгом взирал на гордую красавицу Адину. В версии Александрова Неморино – типичный «аутсайдер», с упорством идиота добивающийся любви «ночной бабочки» Адины. 
С приходом в городок военных во главе с сержантом Белькоре (Алексей Пашиев, Дмитрий Уди) события начинают развиваться стремительно. Образ Белькоре в классических версиях чаще всего выглядит довольно непривлекательно или просто тускло – карикатурный солдат неизвестного полка. В «Санктъ-Петербургъ Опере» Белькоре становится одним из ключевых персонажей. Будучи полной противоположностью Неморино, он словно собирательный образ всех мужчин, которые были в жизни Адины. Размахивая бутылкой с воткнутым в нее букетом цветов, он, пошатываясь, искал новую жертву своего бесконечного «очарования». Маленький и смешной Неморино не мог не ревновать Адину к такому брутальному сопернику, ухлестывающему за Адиной с поразительной самоуверенностью, свойственной многим современным наглым «мачо».
Как раз вовремя в городе появляется человек, который мог бы решить все проблемы приунывшего Неморино. Образ хитрого доктора Дулькамары (Юрий Борщёв, Сергей Калинов) вышел очень привлекательным, каким он и должен быть. Его первое неожиданное и эффектное появление в зале со знаменитой арией «Udite, udite, Orustici» заметно взбудоражило зрителей. 
Юрий Александров в очередной раз использовал свой любимый режиссерский ход. Разрушив четвертую стену театрального пространства, он позволил зрителям почувствовать себя соучастниками происходящего, стать жителями городка, в который приехал колоритный торговец: на сцене группа помощников очаровательного шарлатана (новых персонажей, введенных Юрием Александровым в спектакль) проводила комическое шоу – наглядную демонстрацию товаров. 
Спектаклю придали особый колорит не только подельники Дулькамары, но и медсестра-помощница Белькоре (Изабелла Базина). Во время импровизированного медосмотра красавица старалась соблазнить Неморино, и ей это удалось. 
Юрий Александров показал себя романтиком. «У нашего спектакля счастливый финал, – говорит он. – Чувство может неожиданно настигнуть любого человека. Адина, оценив, на что готов пойти ради нее наивный парень – пожертвовать своей свободой, стать солдатом, внезапно поняла, что его любовь – единственное, чего она может желать в этом мире. То, что она имеет большой опыт и многое видела в жизни, помогло ей осознать – никто не будет любить ее так же искренне и нежно, как Неморино…» 
Торжество любви, способной менять человека, стало прекрасным и вдохновляющим финалом этой современной мелодрамы. Обозначив Адину как девушку легкого поведения, Александров не привлекал к этому внимание зрителя. Ему было важнее доказать, что сегодня может случиться самая невозможная история любви и что в нашем далеко не идеальном мире всё еще можно и нужно мечтать.