Спектакль Юрия Александрова к 125-летию Сергея Прокофьева


К 125-летию С. С. Прокофьева Юрий Александров поставил чудесный спектакль «СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ. ОТ ДЕБЮТА ДО ЭНДШПИЛЯ». Сразу скажу, что несмотря на некоторое предубеждение (знала заранее фабулу и сильно сомневалась в успехе реализации), мне понравилось очень и страшно жаль, что это «одноразовая акция». Надеюсь, что где-нибудь повторят. Хотя у Александрова идей много, на старте Фестиваль камерных опер, затеянный театром «Санктъ-Петербургъ Опера», так что скучать зрителю не даст кипучая энергия этого коллектива. 

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 [23] апреля 1891, Сонцовка, и умер в один день со Сталиным 5 марта 1953, Москва, последнее обстоятельство и пристрастие композитора к шахматам и дало авторам музыкально-драматической фантазии идею выстроить жизнеописание Прокофьева как шахматную партию с режимом, вождем, одним словом, с судьбой. 
В роли судьбы выступает собеседник, который все время на сцене и уходит в тень во время концертных номеров. В данном случае не совсем верный термин – концертные номера. Здесь было больше, чем цепь вставных номеров и отрывков из произведений Прокофьева, соединенных фразами ведущего – связь гораздо глубже. Здесь была логика поступков композитора и ответные ходы судьбы. Логика умного шахматного игрока и ответные, порой неумолимые ходы беспощадного противника.
Собеседник, ведущий повествование и одновременно олицетворяющий скрытую руководящую силу, решающую судьбу гения, ну и условный шахматный противник – народный артист России Валерий Дьяченко (просто гениальный артист, по моему мнению) наиграл в ТЮЗе множество персонажей из Достоевского и много взял из этого багажа для данной роли. 
Все оперные партии исполняли солисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера», балетные – солисты Мариинки. Важную роль играла бессловесная группа драматических актеров (из разных театров), исполнявшая хореографические вставки. 
Сценарий написал Виктор Высоцкий, пианист, композитор, автор многих телевизионных проектов и любимого горожанами фестиваля «Опера – всем». В данном случае он выступил, прежде всего, как умный тонкий знаток творчества С. С. Прокофьева, выстроил логику процесса. Почему-то не вышел на поклоны по окончании, мой респект ему заочно. 
Роль дирижера в данном случае была огромна и заслуженный артист России Александр Титов провел спектакль выше всех похвал. Умный дирижер – то, что было нужно этой сложно-сочиненной постановке. Международный симфонический оркестр «Таврический» (художественный руководитель М. Голиков) звучал прекрасно.