В Петербурге представили оперный диптих «Чтобы помнили...»


Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» на площадке клуба А2 представил спектакль «Чтобы помнили…» – своеобразный диптих, состоящий из двух одноактных опер: «Молодая гвардия» и «Крым». 

Автор идеи, сценарист, сценограф и режиссер спектакля – художественный руководитель театра Юрий Александров. В основу положены две оперы советских композиторов: «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса (за которую автор был удостоен Сталинской премии) и «Севастопольцы» Мариана Коваля. 
«Впервые мы столкнулись не с исторически отдаленным во времени материалом, с которым обычно общаешься, работая над оперными спектаклями, а с живой материей, вторгающейся в твою жизнь, в твое сознание болью и смертью близких людей, – говорит постановщик. – Классическая опера построена на мифах, на историческом прошлом, а мы живем в реальности. И не можем не реагировать на нее». 
По замыслу авторов, спектакль «Чтобы помнили…» должен стать спектаклем-откликом, спектаклем-репликой театра в ответ на актуальные события сегодняшней жизни. 
Надо сказать, что если жанр «Крыма» определен как спектакль-митинг, то «Молодую гвардию» режиссер решил как очень лирический, пронзительный рассказ о прерванной любви. Герои постановки – совсем молодые люди. И как все молодые они жаждут любви, они хотят жить и любить. Но война и чувство долга, любовь к Родине жестоким роком обрывает возможность личного счастья. 
«Мы стараемся своими спектаклями отвечать не только высокому качеству бельканто, но и своей нравственной позиции, – подчеркивает Юрий Александров. – Без любви не может быть подвига. Подвиг рождается на высоконравственной основе». 
В новой версии «Молодой гвардии» на сцене звучит не только музыка, но и стихи Ольги Берггольц, Бориса Пастернака, Маргариты Алигер, Вадима Шефнера, которые читает Человек театра (Юрий Александров). А роли героев-молодогвардейцев исполняют молодые артисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и детского коллектива «Синяя птица», почти ровесники Ульяны Громовой, Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любки Шевцовой… 
Необычная площадка премьерного показа помогла артистам «вырваться» за пределы сцены, найти контакт с публикой, что в данном случае «прямого высказывания» было необходимо. 
Зрители действительно были вовлечены в действие спектакля. Пространство позволило расположить зрительские ряды по периметру вокруг центра зала, где актеры не были ограждены театральной рампой, отчего стиралась грань между вокалистами и слушателями.