Смольный наградил «Санктъ-Петербургъ Оперу» за «Крым»


Евгения Цинклер. Российская газета. 28 мая 2015 года 


Художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров получил премию правительства Санкт-Петербурга «За достижения в области музыкально-сценического искусства». Награда вручена сразу за два спектакля – «Не только любовь» и «Крым». 
Обе пьесы написаны еще в советское время, но радикально отличаются друг от друга. Опера «Не только любовь» написана Родионом Щедриным в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова с включением в либретто текстов частушек. Сам композитор называл ее «колхозным» «Евгением Онегиным». Однако публика постановку освистала, и на протяжении многих лет Щедрин считал эту работу неудачной. Весной прошлого года Родион Щедрин с Майей Плисецкой лично приехали в Санкт-Петербург на премьеру оперы «Не только любовь», которая прошла с большим успехом. В беседе с труппой «Санктъ-Петербургъ Оперы» композитор тогда признал: «Вы спасли мою оперу». 
Что касается спектакля «Крым», то он поставлен по мотивам оперы «Севастопольцы» Мариана Коваля (1946 год) и выполнен в необычном жанре, который в театре называют оперой-митингом. Юрий Александров сохранил музыку, но полностью переработал партитуру, разделив действие на три временных пласта: Крымская война, Великая Отечественная война и наше время – события на Украине. 
Главные темы спектакля – любовь к Родине и многовековая борьба за Крым, действующие лица – Мать, Воин, Дитя, старый солдат, Русская девушка, Татарская девушка. Действие перенесено в центр зала, зрители сидят с четырех сторон и даже на сцене, ощущая себя в самой гуще событий, принимая живое и непосредственное участие в происходящем. Премьера состоялась 10 июля 2014 года, в День воинской славы России.
«Идея создания оперы-митинга зародилась у меня с первых дней волнений в Крыму, – говорит Юрий Александров. – Постановка далась нам непросто, такие вещи могут делаться только спонтанно и от души, на пределе сил и эмоций. Как ни странно, мы столкнулись с непониманием, нас не то что не поддерживали, но даже отговаривали: «Зачем такому благополучному театру это нужно?..» Вы знаете, я ведь вначале хотел ставить оперу-митинг на площадях, чтобы он была открыта широким массам. И мне вначале говорили: «Да, конечно!», а потом: «Нет, мы не можем принять такое ответственное решение». Ситуация тогда была такая, когда еще не знали, можно ли наотмашь говорить на украинскую тему или лучше переждать. Увы, патриотизм сейчас не в моде. Его все время пытаются то захихикать, то оскопить. А после премьеры Интернет разразился гадостями: мол, Александров уже просверливает дырочку для ордена… Обидно, ведь труппа была абсолютно искренней в своем практически единодушном порыве. И присуждение нынешней премии – это подтверждение для труппы, что мы все сделали правильно. Мы все равно будем играть «Крым». Бесплатно. Потому что продавать билеты на митинг нельзя. Мы задеваем такие струны, за которые непозволительно брать деньги. Самое ужасное – это как в «Борисе Годунове», когда народ безмолвствует. Мы – не безмолвствуем!» 
В следующем сезоне «Санктъ-Петербургъ Опера» собирается поставить два новых спектакля. В октябре – «Сельскую честь» Пьетро Масканьи, в ноябре – «Искателей жемчуга» Жоржа Бизе. По словам Юрия Александрова, первая постановка будет аскетичной и графичной, вторая же напротив – яркой и роскошной.