Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
190000, Россия, Ленинградская, Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
+7 (812) 312-39-82
secretary@spbopera.ru
Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
Касса: 12:00–19:00
Обед: 15:00–16:00

Вечно новый

31
октября

Александр Матусевич. «Музыкальный Клондайк», 31 октября 2019.
На IV фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», который проводят Ассоциация музыкальных театров и Министерство культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» под руководством Юрия Александрова привез два оперных спектакля – «Севильского цирюльника» и «Похищение из сераля». Оба были сыграны в течение двух дней подряд на сцене столичной «Геликон-оперы». Автору этих строк довелось посмотреть первую оперу гастрольного диптиха.
Не секрет, что Александров всегда или почти всегда ставит ярко и провокативно. Но, как говорится, провокация провокации рознь. В спектакле 2015 года, который уже шестой сезон с успехом идет на петербургской сцене, провокация нигде не нарушает стилистики комического бельканто.
Да, есть осовременивание, прежде всего в костюмах (особенно у Розины, которая предстает то эмансипированной обитательницей богатого дома, а то и вовсе женщиной-вамп в коже и с плёткой), есть порой удивительные, на первый взгляд кажущиеся немотивированными ходы (например, дона Базилио украшают пейсы, и такой же «прикид» во втором акте организует себе и Альмавива, притворяющийся его учеником доном Алонсо), есть шуточки на грани фола и визуальные решения, сомнительные с точки зрения вкуса (как то очевидно фаллический кактус, красующийся в доме доктора Бартоло – символ множественных притязаний на аппетитную севильскую маху).
Но вместе с тем есть в спектакле главное, что полностью соответствует музыкальному строю этого произведения: игривость, легкость, жизнерадостность, стремительность, логичность мизансцен. Все это вместе делает спектакль исключительно гармоничным и простым для восприятия публикой любого возраста и любого музыкально-театрального опыта.
Проблема постановки «Севильского цирюльника» - повсеместно, но особенно в России, где эта опера остается в течение двух веков в топе репертуара, с колоссальным отрывом от всех прочих опер Россини, да и бельканто вообще – в его заигранности, заштампованности. Избежать привычных клише и одновременно остаться в рамках стилистики опуса, не уйти слишком далеко от первоисточника – это сверхзадача, и тот, кому это удается – настоящий мастер. Александрову, безусловно, это удается: при всех «переперченостях» мы все же видим на сцене хрестоматийную историю о «тщетной предосторожности», характеры героев узнаваемы, их мотивы понятны, поступки объяснимы. Дворянин – простолюдин, опекун – воспитанница, эти антитезы очевидны и не претерпевают никакого переиначивания, никакой отсебятины, и даже, - о чудо! – в первом акте Альмавива является в дом к Бартоло переодетым солдатом (а не, скажем, инопланетянином), а во втором – учителем музыки (а не, например, коммивояжером или инструктором по фитнесу).
Спектакль играется по-итальянски, но с добавлением некоторых фраз и шуток по-русски, что очень кстати, воспринимается публикой на ура. Оформление маститого Вячеслава Окунева (античные колонны, белая мебель и рояль и пр.) изящно и классично, однозначно настраивает зрителя на традиционное прочтение сюжета, и этот настрой не могут уже сбить ни современные костюмы некоторых персонажей, ни эксцентричное поведение той же Розины (например, в выходной каватине «Una voce poco fa») или битье сковородкой Альмавивы и Фигаро Бертой в финале. Кстати, слуги в доме доктора – и бессловесный Амброджио, и имеющая выходную арию Берта – участвуют в действии полноправно, они ничуть не менее важны, чем главные герои комедии: одетые в пудреные парики, они словно напоминают нам о временах Бомарше и актуальных для них социальных противоречиях.
Еще одна проблема постановок «Цирюльника», да и опер бельканто в целом – это музыкальное наполнение: непросто соответствовать тем высоким требованиям, что предъявляют к исполнителям композиторы той эпохи. Продукт Александровского театра с этой точки зрения, наверное, назвать безупречным было бы слишком большим преувеличением. Но в то же время невозможно не отметить, что очень многое получилось, и петербургский «Цирюльник» не слушается провинциалом, лишь тщащимся дотянуться до высоких «пезарских» стандартов.
У театра ладный оркестр под водительством маэстро Александра Гойхмана, который не фальшивит и не киксует, не громыхает, а в иных местах по-настоящему старается петь вместе с вокалистами – то есть звучать мягко и пластично, певуче. Не обладая выдающимся баритоном, тем не менее, Иван Сапунов смог блеснуть в знаменитой выходной арии Фигаро – было и брио, и кураж, и динамика – за что сорвал заслуженные аплодисменты: впрочем, тут ему очень помогло режиссерское решение – предстать перед публикой в провокативном травестийном образе Карменситы-Кончиты. Несколько с оттенком характерности легкий тенор Дамира Закирова органичен в партии Альмавивы, звенит на верхах и в целом справляется с колоратурами пристойно (хотя ария в финале, знаменитая голосоломная «Cessa» купирована, и это правильно). Партию Розины отдали сопрано – Олеся Гордеева поет ее легко: увы, слишком легко, точнее легковесно, отчего характер героини не соответствует задумке композитора, и никакие внешние, чисто артистические попытки «брутализации» героини здесь не помогают. Антон Морозов владеет искусством пиротехнических скороговорок – но не только этим его Бартоло выдвигается на первый план, становясь равновеликим главной триаде исполнителей: актерски роль сделана очень ярко. Фактурный Мирослав Молчанов, взявший и ростом, и голосом, оказывается великолепным Базилио – роль по сути эпизодического плана (хотя и с большой, знаменитой арией – «Клеветой») приобретает объем и императивность.
https://www.muzklondike.ru/about/

Опера «Евгений Онегин / Eugene Onegin»
Дата мероприятия: 17.11.2021
Время мероприятия: 19:00
Уважаемые клиенты!
В соответствии с Постановлением Правительства № 121 от 13.03.2020 года «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) действуют ограничения на посещение зрелищных мероприятий. Просим вас при покупке билетов учитывать данные ограничения.
* Укажите e-mail
* Подтвердите e-mail
* Мобильный телефон
* Подтвердите телефон
Итого к оплате: 1 700 руб.
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов