Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
190000, Россия, Ленинградская, Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
+7 (812) 312-39-82
secretary@spbopera.ru
Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
Касса: 12:00–19:00
Обед: 15:00–16:00

О премьере оперы "Севильский цирюльник"

16
марта

Нора Потапова. "Эта странная и прекрасная эпидемия". OperaNews, 16 марта 2015 

Этот спектакль в целом решен как красочный разножанровый концерт в костюмах, где музыкальные кадансы номеров украшены мизансценами – виньетками и поклонами в ожидании аплодисментов, где первый же сценический номер еще на окончании увертюры – почти цирковое антре клонов Фигаро (они же далее – оркестр Фиорелло, хор, балет, миманс и пр.). А краткое появление цирюльника в образе пресловутой Кончиты Вурст — это уже провокационный эстрадный трюк. Для каватины Альмавивы «из кустов» выкатывают белый рояль, самим своим присутствием в декоре спектакля подчеркивающий концертность представления. Ария Розины во время урока идет на фоне многоярусного барочного зала и тоже заканчивается нарочитым выходом из роли. Получается забавный перевертыш в семистейдж-ревю. 
Северная столица плотно оккупирована популярным «Севильским цирюльником»: четыре сценические интерпретации в разных музыкальных театрах уже идут, пятая в Михайловском – на подходе. К чему бы это? К необходимости изворотливо, как Фигаро, приспосабливаться к нашей теперешней действительности? Или к неосознанному желанию омыться в светлом источнике россиниевской музыки? 
За свою сорокалетнюю режиссерскую жизнь Юрий Александров ни разу не брался за «Севильского цирюльника» – до прошлого года. Тогда спектакль казанского шаляпинского фестиваля открыл целую серию постановок этой оперы, ибо Александров любит «разминать» выбранный материал на все лады. Вторым был более академичный петрозаводский «Цирюльник», и вот оперный шлягер зазвучал в любимом детище режиссера – театре «Санктъ-Петербургъ Опера», удобно вписавшись в небольшой псевдобарочный зал на Галерной с хорошей акустикой и уютной маленькой сценой. Сюда перекочевали из предыдущих версий многие придумки, в том числе, персонажи из иного века – слуги Берта и Амброджио, бутафорская лошадь, на которой Альмавива с понтом въезжает в дом Бартоло, а также сцена ритуального целования хвоста кобылы его светлости, очень забавно выстроенная на словно застывшей музыке канона – andante перед срывом в вихрь финала первого акта. Но, хотя аналогий и авторских цитат здесь много, спектакль всё же другой. Художник Вячеслав Окунев поместил его в рамки классических белых колонн, словно напоминая, что за окнами холодный стройный Петербург, а в знойную Севилью только играют. Красиво выполненный видеоконтент легко переносит воображение из Испании в Италию или в портретную галерею XVIII века, а в оркестровом эпизоде бури изумрудная зелень с падающими в такт каплями и затем дождь как из ведра за окнами напоминают о питерском лете где-нибудь в Комарово… 
Этот спектакль в целом решен как красочный разножанровый концерт в костюмах, где музыкальные кадансы номеров украшены мизансценами – виньетками и поклонами в ожидании аплодисментов, где первый же сценический номер еще на окончании увертюры – почти цирковое антре клонов Фигаро (они же далее – оркестр Фиорелло, хор, балет, миманс и пр.). А краткое появление цирюльника в образе пресловутой Кончиты Вурст — это уже провокационный эстрадный трюк. Для каватины Альмавивы «из кустов» выкатывают белый рояль, самим своим присутствием в декоре спектакля подчеркивающий концертность представления. Ария Розины во время урока идет на фоне многоярусного барочного зала и тоже заканчивается нарочитым выходом из роли. Получается забавный перевертыш в семистейдж-ревю. 
Такой прием совершенно не отменяет активного действия, сдобренного фейерверком режиссерских выдумок. Александров всегда щедр на них, но в процессе рождения серии «Цирюльников» произошел естественный отбор, и здесь, на маленькой сцене, их количество вполне сбалансировано. Всё ярко, эксцентрично, но без натужного наигрыша. Ну разве что конвульсий многовато у незадачливого опекуна, впечатленного угрозами «Клеветы» в исполнении Валентина Аникина или Николая Михальского. Что не мешает обоим Бартоло – Антону Морозову и Юрию Борщёву – изобразить не заштампованного буфонного дурака, а вполне привлекательного, хотя и с брежневскими бровями, пожилого господина, искренне увлеченного экстравагантной молодой девицей. У Морозова сцена Розины и Бартоло с его арией – это целая история, в которой возмущение на уровне темпераментного скандала сменяется умилением, восхищением и вполне и искренним недоумением – ну зачем же так бессовестно врать! Альмавиве, честно говоря, нужно очень стараться, чтобы завоевать симпатии Розины и зрителя рядом с такими импозантными басами. Но теноровые обертоны в эффектных руладах героя-любовника берут своё, и Граф – Денис Закиров, по возможности расцвечивая образ музыкально и сценически, успешно заманивает девушку мягкой романтичностью или отчаянной бравадой. <…> Однако не исключено, что постановщик изначально концентрировал свой интерес не столько на Фигаро, сколько на Розине как основной пружине интриги. И концентрироваться есть на чем: певица-актриса Ирина Скаженик – явление по-своему феноменальное. <…> в предлагаемых обстоятельствах ее данные идеальны для партии-роли: отлично выровненный бархатисто-плотный голос с красивым тембром и подвижностью, о которой для россиниевских меццо можно только мечтать. Полетность фиоритур восхитительна. Вдобавок – темперамент, пластичность и свободный артистизм, позволяющий органично существовать в любом облике, будь то разъяренная укротительница с хлыстом, оперная примадонна, чувственная обольстительница или прелестная капризная девчонка. 
В той же манере и рисунке на сцене существует другая Розина – звонкое сопрано Олеся Гордеева. Она тоже берет на себя лидерство и <…> является безусловным центром изобретательного спектакля, в котором подкупают фантазия, кураж, актерская и музыкальная ансамблевая слаженность,

Дорогие друзья!

Просим обратить внимание: в августе 2023 г. спектакли и концерты проходят на сцене
Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии (Итальянская ул.,13).
Опера «Евгений Онегин / Eugene Onegin»
Дата мероприятия: 17.11.2021
Время мероприятия: 19:00
Уважаемые клиенты!
В соответствии с Постановлением Правительства № 121 от 13.03.2020 года «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) действуют ограничения на посещение зрелищных мероприятий. Просим вас при покупке билетов учитывать данные ограничения.
* Укажите e-mail
* Подтвердите e-mail
* Мобильный телефон
* Подтвердите телефон
Итого к оплате: 1 700 руб.
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов