Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
190000, Россия, Ленинградская, Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
+7 (812) 312-39-82
secretary@spbopera.ru
Санкт-Петербург, Галерная ул., 33
Касса: 12:00–19:00
Обед: 15:00–16:00

Чайковский и Сальери

30
августа

В официальном названии театра по-прежнему сохраняется слово «камерный», хотя интересы и устремления его основателя и бессменного худрука Юрия Александрова упорно не вписываются в эти рамки. Казалось бы, уже сам зал особняка барона фон Дервиза на Галерной провоцирует на соответствующий репертуар – оперы XVII и XVIII веков. Однако XVIII век начинается здесь лишь с последней своей трети (к XVII в этих стенах и вовсе не обращались), и за него отвечает почти исключительно Моцарт. Теперь к нему присовокупили старшего коллегу и, как долгое время считалось, отравителя. Присовокупили не только в репертуарной афише, но и в программе одного вечера: поскольку опера Сальери длится около часа, то первым отделением перед ней сделали концерт из сочинений Моцарта. Такое соседство, надо заметить, отнюдь не «убивает» Сальери – конечно, не столь гениального, как его соперник, но все же достаточно талантливого и мастеровитого. С Моцартом у него на самом деле много общего, за исключением искрометности и мелодической щедрости последнего. Мелодии Сальери не столь яркие и запоминающиеся, зато его музыка очень театральна и выразительна, и в этом смысле вполне способна конкурировать с моцартовской.

Наверное, логичнее было бы предпослать опере Сальери моцартовского же «Директора театра» с во многом схожим сюжетом – могла бы получиться любопытная дилогия о театральных нравах. Аллюзий и даже прямых указаний на эти самые нравы в спектакле предостаточно – впрочем, не столько в собственно действии, сколько в тексте. Для лучшего понимания, а заодно и усиления комического эффекта, режиссер решил устроить «смешение языков»: нет, не «французского с нижегородским», но итальянского с русским. На этом последнем персонажи не только изъясняются в разговорных диалогах, но то и дело переходят на него с языка оригинала. В спектакле немало забавных гэгов, но в общем и целом едва ли можно сказать, что режиссер так уж сильно напрягал свою фантазию. Действо получилось не особенно замысловатым, хотя и вполне добротным.

Темпераментно и с пониманием стиля провел премьеру молодой дирижер Хетаг Тедеев. Достойно показались и артисты труппы Елена Тихонова (Донна Элеонора), Светлана Арзуманова (Тонина), Антон Морозов (Маэстро), Дмитрий Уди (Поэт).

Все же для юбилейной премьеры – если согласиться с правомерностью использования слова юбилей применительно к числу 35 – получилось достаточно скромно.

Зато в «Черевички» Александров вложил не в пример больше фантазии, вместе с художником Вячеславом Окуневым сделав все, чтобы у зрителя даже и не возникало мыслей о неполной совместимости масштабов самой оперы и сценического пространства.

Вся Диканька прекрасно разместилась на крохотной сцене, периодически, впрочем, выплескиваясь в зрительный зал. Понятно, что в массовых сценах (к тому же заметно урезанных) участвовало в несколько раз меньше народу, чем на обычных оперных подмостках, но благодаря иным пространственным соотношениям эффект массовости все равно возникал.

«Черевички» – в соответствии с гоголевской «Ночью перед Рождеством» – ставились как раз к Рождеству, что во многом и определило сказочно-святочный характер спектакля. Спустя несколько месяцев режиссер едва ли взялся бы за этот сюжет, избегая какой-либо его политизации (а таковой неизбежно стало бы уже само обращение к украинским мотивам – в любом контексте).

Учитывая ограниченность сценического пространства, художник-постановщик Вячеслав Окунев сделал основную ставку на видео-арт (художники Георгий Савельев и Виктория Злотникова) и не прогадал. Виды зимнего Днепра и заснеженной предрождественской Диканьки, возникающие на суперзанавесе и на заднике, сообщают спектаклю особую поэтичность и одновременно создают для зрителя «эффект присутствия».

Александров с коллегами трактуют «Черевички» как старую добрую сказку, не гнушаясь в то же время и солоноватым гоголевским юмором, равно пронизывающим и сцены в Диканьке, и сцены при дворе Екатерины II. Следуя за Гоголем и Чайковским (а также либреттистом Я. Полонским), постановщики, однако, позволили себе вольность. Вакула здесь не просто намеревается утопиться, но и в самом деле это совершает. Получилось почти как в «Садко» Римского-Корсакова, где герой спускается в Подводное царство, или «Русалке» Даргомыжского, где героиня топится в том же самом Днепре, а затем становится его царицей. Вот и Вакула, на наших глазах опустившись на дно Днепра, чувствует себя там вполне уверенно. И именно на дне его и пытается охмурить Бес, в итоге превращающийся в покорного слугу и переносящий его в Петербург к царице.

Как практически всегда в этом театре, в «Черевичках» мы имеем отличный ансамбль. Сильное впечатление производит Евгения Кравченко – Оксана. Она и поет прекрасно, и образ создает многогранный, психологически достоверный, опираясь в этом более на Чайковского, нежели на Гоголя. Сергей Алещенко очень органичен в роли Вакулы, а его специфическая непропорциональная фигура в данном случае даже работает на образ деревенского увальня.

Достойные работы показали также Наталия Кочубей (Солоха), Иван Сапунов (Бес), Евгений Баев (Чуб) и другие.

Отлично продирижировал спектаклем Максим Вальков. Единственно, что, несмотря на значительно меньшее, нежели предписано партитурой Чайковского, количество музыкантов, ему не всегда удавалось сбалансировать звучание оркестра и солистов: в результате последним нередко приходилось форсировать звук, и это в столь маленьком зале. Видимо, стоило бы не только сокращать состав оркестра применительно к размерам ямы и реальной численности коллектива, но и сделать определенную ретушь, несколько приглушить звуковую динамику.

Зато на гастролях можно будет не слишком беспокоиться на сей счет. Например, в октябре на сцене московской «Геликон-оперы», где этот спектакль будет представлен в рамках фестиваля «Видеть музыку».

Автор фото - Марат Шахмаметьев


Автор:
Морозов Дмитрий


https://gazetaigraem.ru/article/33054 

Дорогие друзья!

Просим обратить внимание: в августе 2023 г. спектакли и концерты проходят на сцене
Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии (Итальянская ул.,13).
Опера «Евгений Онегин / Eugene Onegin»
Дата мероприятия: 17.11.2021
Время мероприятия: 19:00
Уважаемые клиенты!
В соответствии с Постановлением Правительства № 121 от 13.03.2020 года «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) действуют ограничения на посещение зрелищных мероприятий. Просим вас при покупке билетов учитывать данные ограничения.
* Укажите e-mail
* Подтвердите e-mail
* Мобильный телефон
* Подтвердите телефон
Итого к оплате: 1 700 руб.
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ЭЛЕКТРА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов
ХРИЗОТЕМИДА
img
Ксения Григорьева
лауреат международных конкурсов
img
Татьяна Кальченко
лауреат международных конкурсов
img
Виктория Мартемьянова
лауреат международных конкурсов