В рамках празднования 350-летия со дня рождения императора Петра Первого театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представит оперу «Петр Первый, или Невероятные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти 20 декабря, в 19:00, на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в Ташкенте.
Гастроли коллектива организованы Правительством Санкт-Петербурга при финансовой поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
«В 2023 году Санкт-Петербург станет культурной столицей Содружества Независимых Государств. Также в следующем году наш город — одно из главных и любимых детищ Петра Великого — отметит 320-летие со дня основания. Мы рады, что в преддверии этих событий активно развиваются и укрепляются наши связи с Узбекистаном. Осенью в Ташкенте и Самарканде состоялись масштабные культурные программы в рамках официального визита губернатора Александра Беглова. Теперь зрители в Ташкенте смогут увидеть великолепный оперный спектакль, посвященный первому российскому императору, — музыкальный шедевр, возрожденный театром „Санктъ-Петербургъ Опера“», — отметил председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Фёдор Дмитриевич Болтин.
Организационную и информационную поддержку оказывают Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан, Русский дом
в Ташкенте и Министерство культуры Республики Узбекистан.
«Гастроли театра „Санктъ-Петербургъ Опера“ в Ташкенте в год 350-летия со дня рождения Петра Первого станут настоящим украшением театральной жизни столицы Узбекистана, помогут зрителям через музыку лучше почувствовать характер и масштаб личности первого российского императора», — сказал руководитель Русского дома в Ташкенте Михаил Валерьевич Вождаев.
«В последние годы руководством Республики Узбекистан уделяется особое внимание сфере развития культуры и искусства, пропаганды богатого культурно-исторического наследия страны. В 2022 году в рамках I Международного форума музыкальных театров OPERETTA.UZ был подписан меморандум между Государственным театром музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана и Камерным музыкальным театром „Санктъ-Петербургъ Опера“ о двустороннем творческом сотрудничестве в области культуры и искусства, дальнейшей перспективе развития деятельности музыкальных театров. Гастроли театра „Санктъ-Петербургъ Опера“ в Ташкенте — это яркое событие в культурной жизни страны», — поделился директор Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, председатель Совета директоров театров Узбекистана Бури Абдужалилович Ганиев.
20 декабря, в 12:00, в Русском доме в Ташкенте состоится пресс-конференция, посвященная гастролям «Санктъ-Петербургъ Опера»
и сотрудничеству в сфере культуры между Россией и Узбекистаном в 2022 и 2023 годах. Об этом расскажут руководитель Русского дома в Ташкенте Михаил Валерьевич Вождаев, директор Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, председатель Совета директоров театров Узбекистана Бури Абдужалилович Ганиев, художественный руководитель и основатель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист Российской Федерации Юрий Исаакович Александров и директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Евгений Сергеевич Малыгин. Кроме того, перед журналистами выступят вокалисты и солисты оркестра театра «Санктъ-Петербургъ Опера», которые исполнят произведения выдающихся русских композиторов, а также музыку великого Гаэтано Доницетти.
Гаэтано Доницетти знаком поклонникам оперного искусства как автор «Лючии ди Ламмермур», «Любовного напитка» и «Дона Паскуале». Однако мало кто знает, что одним из первых опусов 22-летнего итальянского композитора стала опера о Петре I, написанная на популярный в то время сюжет пьесы Александра Дюваля. Опера «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» была показана в венецианском театре Сан-Самуэле в 1819 года. В 1823 году партитура оперы исчезла после пожара в театре «Ла Фениче».
Художественный руководитель и основатель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист Российской Федерации Юрий Исаакович Александров заново открыл миру этот шедевр. Режиссеру пришлось провести настоящее расследование в поисках исчезнувшей партитуры. Был привлечен Театр Доницетти в Бергамо, венецианский театр «Ла Фениче», издательство «Дома Рикорди», владеющее правом на музыку композитора.
«Мы представили спектакль в год 300-летия Санкт-Петербурга, и постановка стала настоящей сенсацией в оперном мире. Нам пришлось
по крупицам восстанавливать это произведение, и оно занимает особое место в нашем репертуаре», — рассказал Юрий Исаакович Александров.
Действие оперы происходит в ливонском городке на балтийском побережье, не так давно отвоеванном Петром Первым у Швеции. Любовно-политическая интрига оперы, в которой участвует российская венценосная пара — Петр Первый и Екатерина Первая, — не претендует на правдоподобие, зато дает повод для создания условно-игрового ироничного действия, насыщенного непредсказуемыми поворотами сюжета.
«В апреле 2022 года мы впервые побывали в Узбекистане на I Международном форуме музыкальных театров OPERETTA.UZ. В рамках официальных мероприятий прошла встреча с руководством Министерства культуры Республики Узбекистан и был подписан меморандум
о двустороннем сотрудничестве в области культуры, укреплении дружбы между народами Узбекистана и России. Огромная честь и радость снова приехать в Ташкент и представить Санкт-Петербург и его культуру знаковым спектаклем как для нашего театра, так и для нашего города, поскольку он посвящен его основателю Петру Великому. Благодарим Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по культуре за возможность реализации данных гастролей, которые, безусловно, послужат дальнейшему укреплению культурных связей и дружбы», — сообщил директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Евгений Сергеевич Малыгин.