11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения одного из великих русских писателей-классиков — Федора Михайловича Достоевского. Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» присоединяется к праздничным мероприятиям и представляет архивную запись спектакля «Белые ночи», размещенную в социальной сети «Вконтакте».
Камерная опера «Белые ночи» была создана в 1968 году — в период, когда актуальными становятся камерные оперы, посвященные душевной драме «маленького человека». Текст либретто «Белых ночей» композитор Юрий Буцко создал сам, максимально приблизив его к литературному первоисточнику.
Постановка: народный артист России Юрий Александров.
Музыка и либретто: Юрий Буцко.
Дирижер: Евгений Хохлов.
Режиссер: Дарья Модзалевская.
Ответственный концертмейстер: Булат Казанский.
Действующие лица и исполнители:
Незнакомец (Автор): Всеволод Калмыков.
Мечтатель: лауреат международных конкурсов Евгений Наговицын.
Настенька: Екатерина Антипова.
Одно из самых светлых и поэтичных произведений писателя — повесть «Белые ночи» — была впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» (1848 год) с посвящением поэту А. Плещееву — другу молодости Достоевского. Возможно, Плещеев и стал прототипом Мечтателя. Тип романтического петербургского мечтателя присутствует во многих произведениях Достоевского, который писал, имея в виду свое поколение: «Все мы более или менее мечтатели…» В отличие от персонажей европейской романтической литературы, герои Достоевского глубоко страдают от своей «обреченности на мечтательство», от своей оторванности от реальности.
Тонкий психологизм и поэтическая атмосфера «Белых ночей» вдохновляли многих художников. Произведение было экранизировано Лукино Висконти, Иваном Пырьевым, Мератом Джалиашвили, Джеймсом Грэем и многими другими режиссерами. Опера Юрия Буцко вдохновила Юрия Александрова на постановку, героем которой является Достоевский в разные периоды жизни: юный мечтатель и многое переживший исследователь человеческих душ.
В призрачном свете петербургских белых ночей встречаются два одиноких молодых человека — чистые и искренние, абсолютно родственные души. Настенька — реальное воплощение мечтаний героя. Его любовь спасает ее от отчаяния: возлюбленный бросил ее. Казалось бы, они предназначены друг другу. Но вот появляется тот, другой, и Настенька уходит с ним. А Мечтателю остается только хранить благодарное воспоминание о мгновении счастья, которое она подарила ему. В поэтичной партитуре тонкие нюансы душевных переживаний героев искусно «вписаны» в типичное для петербургских белых ночей фантастическое ощущение реальности.
«Я никогда не иллюстрирую оперные произведения. Всегда это истории, которые сочиняет театр на тему. Интересна сама фигура Федора Михайловича — его постоянное раздвоение личности, о котором он сам много писал. Есть даже в нашем спектакле его разговор с самим собой — как Ивана Карамазова с чертом. В этом действе мы ввели в художественную ткань плоть автора. И он должен разобраться — насколько он на сегодняшний день, в сегодняшнем его состоянии понимает свою историю, насколько она ему близка. Где-то она ему не нравится, где-то он сопереживает, где-то включается активно в действие. Это очень сложная, запутанная, придуманная мной история. Музыка Буцко — пронзительная, эта музыка — поразительная. Поэтому она меня очень сильно задела. Я люблю эту интонацию, близкую к надрыву. Потому что исповедальность — важная черта русского художника. Это исповедальное произведение», — рассказал Юрий Александров.