Театр Санкт-Петербург Опера

К 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева


23 апреля исполняется 130 лет со дня рождения одного из наиболее значимых композиторов ХХ века Сергея Прокофьева. В этот день в афише театра «Санктъ-Петербургъ Опера» лирико-комическая опера «Обручение в монастыре».
 Произведение было создано Прокофьевым в канун Второй мировой войны, в 1940 году, по сюжету «английского Бомарше» Ричарда Шеридана. Либретто композитор писал сам, усилив лирическую составляющую пьесы и сделав акцент на силе чувств молодых влюбленных, которые непременно одержат победу над любыми планами практичного и серьезного старшего поколения. 
Как и многие произведения Прокофьева, «Обручение в монастыре» входит в золотой музыкальный фонд XX-го века.  Искрометный юмор, неизбежно заставляющий вспомнить о Россини (тем более, что действие «Дуэньи» происходит в Севильи), соседствует здесь с нежной мелодичностью, арии перемежаются песенками. 
Как всегда, режиссер Юрий Александров ищет в партитуре ответы на художественно-нравственные вопросы современной жизни. Сюжет пьесы Шеридана трактован как веселая история о вечном конфликте поколений отцов и детей, академизма и новаторства. 
«Мы переносим оперное действие в стены учебного заведения – может, любимой мною Театральной академии на Моховой. Там особенно органично взаимодействуют театральность и реальная жизнь. Сначала - своеобразные актерские этюды как форма существования. А потом – пиршество театральности, которая постепенно втягивает в себя всю реальность. Этот спектакль потребует от актеров-певцов виртуозной пластики, умения танцевать, фехтовать – максимально приближаясь к мастерству актеров драматического театра…», - рассказывает Юрий Александров. 

Для Прокофьева жить – значило сочинять музыку. А сочинять – значило всегда придумывать что-нибудь новое. «Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни, – писал композитор, – всегда были поиски оригинального своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы». 
Прокофьев считал, что в искусстве только то и ценно, что возникает в результате чуткого вслушивания художника в ритмы и интонации окружающей жизни. В этом – основа новаторства Прокофьева. 
Неистощимый мелодический дар, безграничная способность к художественному перевоплощению, умение воссоздать самый дух изображаемой жизни позволили Прокофьеву охватить большой, сложный мир нашей действительности. Достаточно назвать такие его произведения, как оперы «Семен Котко» (по повести Валентина Катаева) и «Повесть о настоящем человеке» (по одноименному произведению Бориса Полевого), оратория «На страже мира» и сюита «Зимний костер» на стихи Самуила Маршака или эпическая Пятая симфония, идею и замысел которой сам Прокофьев определял, как «Симфонию величия человеческого духа». «Он умел слушать время», – сказал о нем Илья Эренбург. Но даже и тогда, когда композитор обращался к далекой истории, он оставался глубоко современным. Поэтому так волнующе, словно сегодняшний день, звучат у Прокофьева патриотическая лирика и неустрашимая мощь народных сцен в музыке к фильму «Иван Грозный», картина «Бородино» в опере «Война и мир» по роману Льва Толстого, призывное «Вставайте, люди русские» и пленительное, по-глинковски распевное «На Руси родной не бывать врагу» в кантате «Александр Невский».