Театр Санкт-Петербург Опера

Музыка XX века в афише апреля


Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» отличает уникальная репертуарная программа, диапазон которой охватывает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и странах в течение многих веков.  Музыка XX века представлена в ней яркими названиями, многие из которых идут на данный момент только на нашей сцене. Большую часть из них вы сможете найти в афише апреля.

Так, 16 апреля будет показан спектакль «Не только любовь» Р. Щедрина. Несколько лет назад петербургская премьера оперы «Не только любовь» стала знаковым событием. Сам Родион Щедрин отметил, что это лучшая постановка его произведения. 

23 апреля в афише «Обручение в монастыре» С. Прокофьева— лирико-комическая опера, написанная Прокофьевым в канун Второй мировой войны, в 1940 году, по сюжету «английского Бомарше» Ричарда Шеридана. Либретто композитор создал сам, усилив лирическую составляющую пьесы и сделав акцент на силе чувств молодых влюбленных, которые непременно одержат победу над любыми планами практичного и серьезного старшего поколения. Как и многие произведения Прокофьева, «Обручение в монастыре» входит в золотой музыкальный фонд XX-го века. В опере лирическое и комическое начала сосуществуют на равных правах. Искрометный юмор, неизбежно заставляющий вспомнить о Россини (тем более, что действие «Дуэньи» происходит в Севильи), соседствует здесь с нежной мелодичностью, арии перемежаются песенками.

24 апреля второй раз в этом театральном сезоне у публики будет возможность услышать шедевр Б. Бриттена «Поругание Лукреции». В музыке Бриттена с редкой для ХХ века органичностью соединилось классическое и современное, традиционное и новаторское, личное и общечеловеческое,   но с самых первых, юношеских опусов и до последних сочинений он оставался «плоть от плоти» национальным художником, сыном своей страны.

Обращаясь к античному сюжету в опере «Поругание Лукреции» (самоубийство знатной римлянки Лукреции, обесчещенной сыном царя Тарквинием), Бенджамин Бриттен создал образ своей эпохи, находясь под впечатлением от ужасов второй мировой войны. Аналогичным образом поступает и режиссер Юрий Александров, обращаясь в своем спектакле к современникам.

Он и Она – комментаторы давних событий, персонификация мужского и женского хоров в античном театре. Но, кроме того, они оба – беженцы, выброшенные жестокостью современного мира из своего дома. Их горькая судьба перекликается с тем, что происходит в глубине сцены и в глубине веков.

Изысканность сценических метафор в сочетании со строгой красотой музыки делает этот спектакль эксклюзивным достоянием театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

25 апреля состоится третий премьерный показ спектакля «Я другой такой страны не знаю, где так…». В основу театральной фантазии народного артиста России Юрия Александрова легли два вокальных цикла – «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича и «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина. «Валерий Гаврилин широко известен прежде всего как композитор русской темы – фольклорные, глубинно-народные истоки, и поэтические, и музыкальные, всецело доминируют в его многоплановом творчестве. Соединение в спектакле этих двух фольклорных начал выстроило удивительную арку. Показан образный мир двух столь разных народов нашей страны, судьбы которых переплетены на протяжении веков, спаяны в некий удивительный культурный симбиоз…», - пишет музыкальный критик Александр Матусевич в рецензии для газеты «Культура».

28 апреля будет представлена еще одна премьера 34-го театрального сезона –  опера «Электра» Р. Штрауса. Эта захватывающая музыкальная драма, яркий образец экспрессионизма пополнила репертуар театра в декабре 2020 года.  

Штраус и драматург Гуго фон Гофмансталь, взяли за основу либретто трагедию Софокла, но будучи представителями вступающего в свои права двадцатого столетия, сделали акцент на изображении темных сторон человеческой психики. 

Адаптация Гофмансталя близка изображению Софокла: его Электра исполнена злобы и движима лишь одним помыслом – местью. Но, конечно, Гофмансталь перерабатывает древнюю легенду в своем собственном духе. В его трактовке пропадает благородство античных времен, он раздирает оболочку, под которой кипят страсти, он кричит там, где Софокл говорит ровным тоном, он сужает широкий взгляд греческого поэта, обращенный к Богу... Роль судьбы уменьшается. Роль помешательства возрастает... «Электру» Гофмансталя практически можно назвать пересказом, а точнее – переводом на современный язык.                

Можно ли относиться к «Электре» с равнодушием? Нет. Она может либо отталкивать, либо вызывать восхищение, но к ней так же невозможно испытывать безразличие, как невозможно игнорировать приближающуюся бурю.

Как отметил Евгений Хакназаров в рецензии для газеты «Культура»: «Сравнить новый спектакль Юрия Александрова решительно не с чем – насколько я знаю, сейчас на российской сцене не сыскать подобного зрелища. Самая близкая по стилю (но не по темпераменту) постановка – «Поругание Лукреции» в той же «Санктъ-Петербургъ Опере». Советую меломанам Северной столицы не пропустить это событие…».