Театр примет участие в фестивале «23 дня до Победы». К празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Театр Армии по инициативе Минобороны при участии СТД объявил о старте Всероссийского театрального фестиваля «23 дня до Победы».
В период с 16 апреля по 9 мая театрам предлагается включить в свой репертуар и сыграть спектакли о Великой Отечественной войне.
Название фестиваля выбрано не случайно, именно столько шла Берлинская наступательная операция, одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная армия заняла Берлин, что привело к безоговорочной капитуляции Германии. Операция продолжалась 23 дня — с 16 апреля по 8 мая 1945 года.
9 мая 2020 года театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представит зрителям в рамках фестиваля новую концертную программу «ВЕЛИКАЯ МУЗЫКА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ» к 145-летию со дня рождения Р. Глиэра. В. Гаврилин: «Глиэр – композитор старой школы, но художник нового времени».
Годы войны – особый период в истории русской музыки. Конечно, самый популярный музыкальный символ, с которым ассоциируется Великая Отечественная – это военные песни, но нельзя забывать и великих классиков, которые были свидетелями и участниками того страшного времени. Среди них можно перечислить такие громкие имена как: Д. Шостакович, С. Прокофьев, Р. Глиэр, А. Хачатурян.
В 1941-ом для Р.Глиэра, автора балета «Медный всадник», музыка из которого стала Гимном Петербурга, как и для всех граждан Советской страны, начались военные годы тяжелейших испытаний. Тем не менее композитор, продолжал много работать. В этот мрачный жизненный период из-под его пера выходит один шедевр за другим.
В начале войны Глиэр писал: «Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…».
С 1941 по 1945 гг. им были созданы «Увертюра на славянские народные темы» (1941), увертюра «Дружба народов» (1941), увертюра «Победа» (1944-1945), увертюра «25 лет Красной Армии» (1943), балет «Медный всадник» по А. С. Пушкину (1945—1948), Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга).
В 1942 – 1943 годах, в пору жесточайших боев, слез и страданий композитор, ютившийся в эвакуации, написал одно из самых искренних, проникновенных и задушевных произведений – Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Само по себе стремление обратиться не к какому-нибудь «теплому инструменту», например, скрипке или виолончели, а к голосу говорит о том, что среди ужаса войны Глиэр хотел помочь зрителям ощутить радость жизни и полноту человеческих чувств.
Всего за свою жизнь Глиэр сочинил пять классических концертов. В 1947 году, им был написан Концерт для виолончели, а в 1938 году Концерт для арфы – первый из созданных им образцов этого жанра. Концерт предназначался для Ксении Эрдели, выдающейся артистки оркестра Большого театра, утвердившей сольную роль арфы в Советском Союзе.
В программе концерта:
Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (1943 год)
Дирижер – Александр Гойхман
Исполняет лауреат Международных конкурсов Олеся Гордеева (сопрано)
Концерт для виолончели с оркестром ре минор (1945 год)
Дирижер – Роберт Лютер
Исполняет лауреат Международных конкурсов Родион Ферулёв (виолончель), ученик Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор (1938)
Дирижер – Роберт Лютер
Исполняет лауреат Международных конкурсов Елизавета Александрова
«Гимн Великому городу»
Исполняет оркестр театра
На концерте 9 мая зрители смогут услышать оригинальное звучание уникальной арфы, сделанной специально для премьеры Концерта Глиэра в 1938 году.