Завершились гастроли театра «Санктъ-Петербургъ Опера» на V Всероссийском фестивале «Видеть музыку». На сцене московского театра «Геликон-Опера» были представлены два уникальных спектакля: 27 октября - «Эсмеральда» А. Даргомыжского, 28 октября – «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» Г. Доницетти в постановке народного артиста России Юрия Александрова.
«"Мы, ленинградцы, привыкли жить в блокаде и теперь решили ее прорвать", – обратился к зрителям Юрий Александров, худрук театра и режиссер-постановщик обоих спектаклей. Действительно, приезд труппы из города на Неве висел на волоске до самых последних часов. Другие театры – из Уфы, Самары, Иваново, Петрозаводска, Саратова – вынуждены были отменить свои показы в Москве и перешли в изрядно надоевший онлайн-формат. Поэтому особая благодарность Фонду президентских грантов, который поддержал фестиваль и сделал возможным очную встречу артистов и публики.
«Эсмеральда» провидчески смотрит в будущее оперного жанра. Молодой Даргомыжский предугадал и «Фауста» Гуно с церковным органом и темой спасения, и «Кармен» Бизе – еще одна история любви цыганки и солдата, а где-то совсем вдалеке – «Тоска» Пуччини с тюремным заключением и жестокостью власти.
Легкую оркестровую ткань, продолжающую принципы Глинки, оркестр под управлением Максима Валькова передал почти без изъянов. Красочности добавили дополнительные звуковые эффекты…», - пишет Михаил Кривицкий в рецензии, опубликованной изданием «Музыкальная жизнь».
«Роскошные костюмы на фоне темных готических декораций смотрятся особенно эффектно – под стать красотам партитуры. Александров создает захватывающий исторический спектакль, давая понять, что увлекательным, интересным может быть и традиционное прочтение, если оно сделано талантливо и живо, а связь с современностью получается сама собой: финальный грандиозный пожар собора, в котором гибнут и злодеи, и праведники, смотрится повтором прошлогодних теленовостей о крупнейшей культурной катастрофе наших дней...» , - пишет Александр Матусевич в рецензии для издания «Играем сначала».
"Санктъ-Петербургъ Опера" привезла в Москву два контрастных по тематике и по режиссуре спектакля, и жаль, что из-за пандемии и шахматно-шашечной рассадки мало зрителей увидели эти забытые шедевры. Сам режиссер сетовал, что в зале «живые люди перемежаются картонными болванчиками» (так в "Геликоне" маркируют места, свободные из-за социальной дистанции). Но в планах театра – продолжать знакомить публику с редкими страницами оперной книги, не взирая ни на какие препятствия», - заключает Михаил Кривицкий.
Напомним, что «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» - седьмая опера Доницетти, произведение с необычной судьбой. Комический опус был написан 22-летним композитором в 1819 году, в том же году состоялась и мировая премьера в театре Сан-Семюэле в Венеции. Она могла бы иметь долгую сценическую историю, но вскоре после премьеры исчезла из-за пожара в Театре Ля Фениче (1823 год). О ней не вспоминали в течение 180 лет. Юрий Александров заново открыл миру этот утраченный шедевр. Спектакль был поставлен впервые полтора десятилетия назад - в год 300-летия Санкт-Петербурга и стал настоящей сенсацией. Чрезвычайно запутанная мелодрама о русском императоре (либретто создано на основе пьесы А. Дюваля) превратилась в постановке Юрия Александрова в захватывающий искрометный спектакль, смотрящийся на одном дыхании. Впервые этот уникальный раритет был показан в Москве.
«Большой поклонник музыки великого итальянца Гаэтано Доницетти , петербургский режиссер Юрий Александров в разные годы поставил на российских и зарубежных сценах 7 его опер. Был первым, кто показал в России оперы Доницетти "Колокольчик" и "Рита".
"Это очень близкий мне по человеческим качествам композитор. Я тоже трудоголик, я люблю юмор, а для него юмор был основой жизни", - заявил режиссер Юрий Александров.
17 лет назад, к 300-летию родного Петербурга - Юрий Александров поставил оперу "Пётр Великий или невероятные приключения русского царя". И стал единственным российским режиссером, показавшим шедевр Доницетти.
Композитор написал произведение в 22 года. А после пожара в итальянском театре Ля Финиче партитура оперы исчезла. В поисках нот режиссер провел настоящее детективное расследование - три года собирал ее по фрагментам.
"Клочками, кусочками мы нашли ее с итальянским профессором в Бергамо, в фонде Доницетти, в издательстве Рикорди, которое имеет права на музыку Доницетти, и, наконец, там, где была премьера - в Венеции, в Театре Ля Финиче", - рассказал Юрий Александров.
Опера написана в 1819 году. Действие происходит в ливонском городке на балтийском побережье, недавно отвоеванном Петром у Швеции. Куда император с супругой Екатериной отправляются на поиски ее брата. Вся история итальянского композитора - выдумка. Но позволяет по новому взглянуть на исторических персонажей.
"Ее душевность здесь проявляется не только по отношению к Петру, к брату. Не буду предвосхищать. Она за всех переживает. Она очень искренна, очень добра", - сообщила артистка, исполнительница роли Екатерины Лариса Поминова», - из сюжета телеканала «Россия К».
СМИ о спектаклях