В середине ноября труппа театра «Санктъ-Петербургъ Опера» отправится на гастроли в Сербию, где выступит на двух ведущих сценах Белграда: в Национальном театре и в театре Мадленианум.
Это не первый визит в сербскую столицу. В 2017 году «Санктъ-Петербургъ Опера» представила в Белграде русскую оперу ХХ века: «Не только любовь» Родиона Щедрина и «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева. А в 2019 году гастроли прошли в рамках 150-летия Национального театра Белграда и 20-летия театра Мадленианум. Коллектив выступил с французской программой, были показаны «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе и «Фауст» Шарля Гуно.
Все спектакли, поставленные художественным руководителем театра, народным артистом России Юрием Александровым, были не только тепло приняты сербской публикой, но и высоко оценены авторитетной критикой. Например, Бранко Радович (журналист и критик) в рецензии на «Искателей жемчуга» отметил режиссёрское мастерство Юрия Александрова, безупречную с точки зрения самых строгих ценителей классической музыки игру оркестра театра под руководством Максима Валькова, который умело подчёркивал вокальное исполнение партий, а также солистов.
В 2020 году 13 и 14 ноября на сцене Национального театра будет показана опера «Поругание Лукреции» Б. Бриттена, а 15 и 16 ноября «Похищение из Сераля» В.-А. Моцарта в театре Мадленианум.
В России постановка оперы «Поругание Лукреции» была впервые осуществлена театром «Санктъ-Петербургъ Опера». Произведение исполняется на английском языке, передавая поэтическую красоту удивительной музыки Бриттена. Обращаясь к античному сюжету в опере «Поругание Лукреции» (самоубийство знатной римлянки Лукреции, обесчещенной сыном царя Тарквинием), Бенджамин Бриттен создал образ своей эпохи, находясь под впечатлением от ужасов Второй мировой войны.
Аналогичным образом поступает и режиссер Юрий Александров, обращаясь в своем спектакле к современникам. Он и Она – комментаторы давних событий, персонификация мужского и женского хоров в античном театре. Но, кроме того, они оба – беженцы, выброшенные жестокостью современного мира из своего дома. Их горькая судьба перекликается с тем, что происходит в глубине сцены и в глубине веков. Изысканность сценических метафор в сочетании со строгой красотой музыки делает этот спектакль эксклюзивным достоянием театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
«Похищение из сераля» — опера, написанная в традициях зингшпиля, которая ныне остается в мировом репертуаре старейшей на немецком языке. Зингшпиль, т. е. веселая пьеса с музыкой, был распространен в Германии и Австрии в конце XVIII — начале XIX вв. Все действие находит выражение в разговорных диалогах, а музыкальные номера раскрывают чувства героев. Наряду с мелодикой австрийской и немецкой народной песни звучит буффонная скороговорка, виртуозные рулады сочетаются с выразительным, интонационно правдивым речитативом. Работа Моцарта над оперой совпала с женитьбой композитора на Констанце Вебер. Отец Моцарта был против этого брака, да и родители невесты всячески противодействовали выбору Констанцы. Ситуация разрешилась мгновенно: Моцарт похитил Констанцу из отчего дома. Женитьба состоялась три недели спустя после премьеры оперы. Это был самый счастливый период в жизни Моцарта, что и нашло отражение в музыке. К тому же, главную героиню оперы звали так же, как будущую жену композитора.
«В сложном лабиринте спектакля почтенный зритель находит не только увлекательную веселую историю о приключениях молодых влюбленных людей в сказочно непредсказуемой Турции восемнадцатого века, но и лирическое повествование о непростых взаимоотношениях Моцарта и его жены Констанцы», - рассказывает Юрий Александров.