В весенние каникулы петербургские театры представили сразу три музыкальных спектакля для детей. Два мюзикла – совершенно новый «Белый Клык» Анастасии Беспаловой в «Зазеркалье», любимые несколькими поколениями «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова на большой сцене Мюзик-холла, а также опера известного русского композитора Цезаря Кюи «Красная Шапочка» в «Санктъ-Петербургъ Опера».
Цезарь Кюи сегодня известен больше как критик-поле¬мист, позволявший себе в рецензиях поучать великих – Чайковского и Вагнера. Однако по мнению главного режиссера и худрука «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрия Александрова, Цезарь Кюи – большой и недооцененный русский композитор, чьи произведения достойны самого пристального внимания.
«Красная Шапочка», созданная композитором в 1911 году специально для наследника российского престола Алексея Николаевича, уже вторая его опера для детей, представленная на этой сцене. «Кот в сапогах», сочиненный композитором двумя годами позже, в 1913-м, был поставлен Юрием Александровым в прошлом сезоне, а его успех оказался просто ошеломительным – билеты на очередной спектакль раскупаются за неделю-две, а то и за месяц до представления. Это, конечно же, стало одним из мотивов новой постановки.
Сам могу подтвердить, побывав на обеих мини-операх: дети в полном восторге увлеченно наблюдают за тем, что происходит на сцене, а иногда и в зале, куда сказочные герои периодически спускаются, максимально приближая действие к маленькому зрителю. Красная Шапочка в исполнении Каролины Шаповаловой, чья вокальная и балетная подготовка выше любых похвал, изящно флиртует со страшным – со светящимися красными глазами – Волком в исполнении Антона Морозова. Все пение сопровождается танцами с весьма изысканными и сложными пируэтами, придуманными хореографом Василом Панайотовым. При этом текст артикулируется очень четко, так что малышам не приходится переспрашивать у родителей: а что там спела Бабушка или Волк? Очень трогательна сцена в лесу, когда заблудившуюся Красную Шапочку без слов, только при помощи жестов и пластики, утешают Лягушка и Сова. Надолго запоминается страстное танго Волка и Бабушки, которым заканчивается первый акт.
Что касается музыки пожилого Цезаря Кюи, которому на момент сочинения оперы стукнуло уже полных 75, она достаточно скромна, спектаклю не мешает, а где-то даже и помогает. Мелодизма и изобретательности его оппонентов – тех же Чайковского и Вагнера – Кюи, конечно же, лишен, но спектакль Юрия Александрова, в данном случае не про музыку, а про постановку и первоклассную актерскую пластику и игру. Вдохновенные декорации и костюмы молодого художника Василия Цырлина способны очаровать и увлечь не только детей.
Ссылка на полный текст рецензии: