В рамках первого Всемирного Дня Оперы, который отмечается 25 октября 2019 года, ГБУК Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» участвует в IV Всероссийском фестивале «Видеть музыку» и представляет на сцене московского театра «Геликон-Опера» спектакли: 26 октября – «Севильский цирюльник» Дж. Россини, 27 октября - «Похищение из сераля» В.-А. Моцарта в постановке народного артиста России Юрия Александрова.
С 16 сентября по 11 ноября в Москве проходит фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Один из самых масштабный форумов, который принципиально работает без экспертных советов, отдавая самим театрам право решать, чем им поделиться со столичной публикой, объединил в этом году в своей афише 33 театра из различных регионов.
«Санктъ-Петербургъ Опера» - театр, который является постоянным участником фестиваля с момента его основания. В 2016 году Камерная опера привезла в Москву два спектакля – «Искатели жемчуга» Ж. Бизе и «Не только любовь» Р. Щедрина.
В 2017 году театр представил сразу 3 постановки: «Летучая мышь» И. Штрауса, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта и «Поругание Лукреции» Б. Бриттена. В прошлом году «Санктъ-Петербургъ Опера» привезла два шедевра французской классики - оперетту «Корневильские колокола» Р. Планкетта и оперу «Фауст» Ш. Гуно.
В рамках фестиваля «Видеть музыку» в 2019 году театр под руководством народного артиста России Юрия Александрова представит на сцене «Геликон-оперы» «Севильского цирюльника» Дж. Россини (26 октября) и «Похищение из Сераля» В.-А. Моцарта (27 октября).
«Севильский цирюльник» - опера, которая словно создана для труппы «Санктъ-Петербургъ Оперы», обладающей необходимым набором голосов и замечательными актерскими способностями. Юрий Александров, известный неординарным прочтением оперных партитур, осуществил постановку «в классическом стиле». «К Россини надо прийти, - говорит режиссер, - Россини петь плохо нельзя. Мы пришли спустя 27 лет после создания театра. Сейчас собралась команда, которая может сыграть эту пьесу так, как это должно быть. И это определенный шаг в движении театра наверх. Бытовая комедия интересна всегда. Любовь, ревность, измена… Эти чувства близки и понятны людям в любую эпоху, будь то наше время, прошлый век или позапрошлый… Но мы хотим бытовую историю немного приподнять. Поставить ее на котурны. Как бы воссоздать любовную историю в дворцовых интерьерах. Мы играем «Севильского» на итальянском, чтобы сохранить стилевые особенности оперы, фонетику звучания и вокала, и итальянских слов. И хотя исполнение на языке оригинала лишит постановку игрового комизма, столь привычного советскому зрителю, но останется комизм ситуационный, когда смысл, а не только текст, рождает улыбку. Сложность нашей работы состоит в том, что опера «заиграна», наполнена штампами. Мы же стремимся посмотреть на нее свежим взглядом, поэтому «наполнение» спектакля будет современное, а в нашем театре и не существует не современных спектаклей».
«Похищение
из сераля» – первая национальная опера, написанная в традициях зингшпиля,
которая ныне остается в мировом репертуаре старейшей оперой на немецком языке.
Жанр зингшпиля, т. е. веселой пьесы с музыкой, был распространен в Германии и
Австрии в конце XVIII – начале XIX вв. Все действие находит выражение в
разговорных диалогах, а музыкальные номера раскрывают чувства героев.
Наряду с мелодикой австрийской и немецкой народной песни звучит буффонная
скороговорка, виртуозные рулады сочетаются с выразительным, интонационно
правдивым речитативом. Работа Моцарта над оперой совпала с женитьбой
композитора на Констанце Вебер. Отец Моцарта был против этого брака... Ситуация
разрешилась мгновенно: Моцарт похитил Констанцу из отчего дома. Женитьба
состоялась три недели спустя после премьеры оперы. Это был самый счастливый
период в жизни Моцарта, что и нашло отражение в музыке. К тому же, главную
героиню оперы звали так же, как будущую жену композитора.