Отзвуки сербских гастролей театра


По завершении гастролей театра «Санктъ-Петербург Опера» в Белграде, приуроченных к празднованию 150-летия Национального театра Белграда и 20-летия театра Мадленианум авторитетный портал «Спутник Сербии» опубликовал рецензию на спектакли петербургского коллектива и пространное интервью с его создателем и художественным руководителем Юрием Александровым. 

В Белграде «Санктъ-Петербургъ Опера» представила две постановки – оперу «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе и «Фауста» Шарля Гуно. Об этих постановках, о современном мире и о роли искусства в нём беседовал с корреспондентом «Спутника» Юрий Александров. В частности, представляя гастрольную программу театра он сказал: «Мы привезли сюда две совершенно разные пьесы. "Искатели жемчуга" – элегантная французская восточная сказка для взрослых, в которой зрители наслаждаются мелодией и погружаются в волшебную атмосферу. "Фауст", напротив, имеет прочную конструкцию, это театр со смыслом, в котором мы говорим о своих отношениях с современными проблемами. Основная идея "Фауста" заключается в том, что человек не является животным, он не является частью стада. Он индивидуум. Именно поэтому очень важно сохранить лучшие качества, которыми он наделён от природы — верность, любовь, способность к подвигу. Сегодняшнее общество, однако, "зомбировано", поэтому не каждый может найти в себе силы, чтобы вырваться из этого порочного круга. Для этого нужны усилия, нужен героизм». 
А в подзаголовок интервью сербский журналист вынес слова Юрия Александрова о том, что «Дьявол – это зло, которое мы накапливаем в себе. Это безразличие. Достоевский писал о том, что слезы детей страшнее любой мировой катастрофы. Бомбы убивают тысячи детей, и мы безмятежно переключаем телевизионные каналы. Поэтому в нас уже сидит Сатана». 

Другое сербское издание «Вечерние новости 65» приводит слова Юрия Александрова о репертуарной стратегии его театра: «С распадом СССР произошел развал системы и деградация репертуарного театра. Поколения сегодняшних тридцатилетних или сорокалетних, которые приводят своих детей в театр, в подавляющем большинстве случаев сами впервые в него пришли. Конечно, с таким зрителем очень сложно сотрудничать. Вот почему мы пришли к идее сделать великолепные оперные представления, сказки для взрослых, чтобы сделать оперный театр интересным для разных категорий социальной и возрастной аудитории. Недавно мы поставили два детских спектакля на музыку великого русского композитора Цезаря Кьюи – "Кот в сапогах" и "Красная Шапочка", которые имеют большой успех как у детей, так и у их родителей». 

В интервью, предварявшем гастроли, данном сербскому изданию «Политика» Юрий Александров отметил: «Мой театр возник по принципу доминирующей роли музыки, потому что я считаю, что художник, у которого есть голос, должен жить от большой музыки. Камерной музыки не так много, и, когда мы собрали ансамбль выдающихся певцов, стало ясно, что им нужна отличная музыка. Вот почему на сцене нашего театра у нас есть полный классический русский и иностранный репертуар, а также множество современных оперных работ. Наши художники универсальны. Вообще говоря, принцип камерной оперы состоит в том, чтобы разрушить „четвертую стену”, чтобы мои солисты могли играть спектакли в полуметре от зрителя, который затем чувствует не только то, как художник дышит, но и то, что он излучает. «Санктъ-Петербургъ Опера» – это прежде всего опера крупного плана. Мы стремимся к мизансценированию, рассказывая спектаклем историю, делая ее более выразительной. Это естественный процесс, более того, наш театр изначально был своеобразной творческой лабораторией, но поскольку я воспринимаю его не только как полигон для реализации своих режиссерских идей, но и как школу для певцов, дирижеров и оркестра, «Санктъ-Петербургъ Опера» очень быстро превратилась в постоянный государственный театр. Сегодня наши певцы работают по всему миру». 

В рецензии на гастроли сербский критик Бранко Радович отметил в «Искателях жемчуга» режиссёрское мастерство Юрия Александрова, безупречную с точки зрения самых строгих ценителей классической музыки игру оркестра театра под руководством Максима Валькова, который своим дирижированием умело подчёркивал вокальное исполнение партий, а также исполнителей главных партий – Владислава Мазанкина (Надир), Алексея Пашиева (Зурга), Антона Морозова (Нурабад) и Евгению Кравченко (Лейла).