«Похищение из сераля». Пресс-клиппинг


Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» под занавес сезона представил премьеру постановки оперы Моцарта «Похищение из сераля». Режиссер спектакля – художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Александров. 

Одна из ранних опер Моцарта – редкий гость на театральных подмостках. А постановки Юрия Александрова всегда отличаются непредсказуемостью режиссерских ходов и яркой театральностью. К тому же артисты театра – молоды и безмерно увлечены своим делом. Всё это способствовало успеху спектакля и вызвало широкий резонанс как у зрителей, так и в СМИ. 

”Похищение из Сераля” – не самая популярная опера. За кажущейся легкостью комедии-водевиля кроется трудная в исполнении постановка, за которую возьмется не каждый театр. “Санктъ-Петербургъ Опера” сделал чрезвычайно сложное — сохранил канву известного сюжета о вызволении красавицы из турецкого плена и подготовил три полноценных актерских состава. <…> Нынешняя постановка в театре Юрия Александрова – это своего рода эксперимент, где круг действующих лиц расширился, среди них появились друзья и близкие Моцарта, и лирическая комедия приобрела драматические черты. <…> Усложнив композицию, Юрий Александров остался верен оригинальному легкому музыкально-драматическому жанру. Развернутые диалоги, перемежающиеся с ариями – черта зингшпиля, популярного в XVIII веке. Режиссер сохранил мелодику австрийской и немецкой фольклорной песни, но наделил патетическими монологами оперы-сериа и иронией изящной оперы-буффа» (Анна Лесина. Телеканал Санкт-Петербург, 30 мая 2018).
Корреспондент «Российской газеты» (30 мая 2018) Ольга Штраус заметила, что «опера Моцарта "Похищение из сераля" стала настоящим подарком зрителям, которые ценят в театре изящество, юмор и способность привносить в жизнь хорошее настроение. <…> Режиссер спектакля – художественный руководитель театра Юрий Александров - вообще отличается умением превращать классические оперные произведения в живые и забавные истории, близкие современному зрителю. Вот и на этот раз команда под управлением дирижера Максима Валькова явила нам вроде бы и точный зингшпиль – национальную немецкую оперу на модный в XVIII веке восточный сюжет, но в то же время, поверх этого сюжета, рассказала о судьбе самого Моцарта, или, шире – о судьбе музыканта, сочиняющего прекрасные сказки. <…> Художник-постановщик Вячеслав Окунев сделал очень красивый спектакль, насытив его изобильной восточной экзотикой. Костюмы персонажей хочется рассматривать, как музейные экспонаты. А игра светом позволяет создать в окнах-прорезях задника разнообразные и всегда неожиданные пейзажи». Корреспондент отметила также актерские работы в спектакле: «убедителен Евгений Наговицын в роли главного героя. По-настоящему прекрасна его прекрасная Констанца (Каролина Шаповалова). Молодой солистке удалось замечательно передать все оттенки чувств любящей женщины – от тонкого кокетства до ярого отчаяния. Более жирными мазками работает другая влюбленная пара – слуга Педрилло (Денис Ахметшин) и Блонда (Светлана Арзуманова). <…> Нельзя не отметить великолепного Антона Морозова в роли Осмина – какого убедительного головореза, эдакого Злодея Злодеича – он нам представил!. Нельзя не восхититься хором, который своей изумительной пластикой не уступает балету. И даже Немой (Егор Чубаков), несмотря на свою вспомогательную роль, остается в душе зрителя как яркий, запоминающийся персонаж». 

Вячеслав Кочнов («Вечерний Санкт-Петербург», 6 июня 2018) отметил «сочный и выразительный бас Евгения Солодовникова в роли Осмина», колоратуры Олеси Гордеевой (Констанция), вокализацию теноров Дениса Закирова (Бельмонт – Моцарт) и Владислава Мазанкина (Педрилло).
Каролина Шаповалова и Антон Морозов поделились своими впечатлениями от новых ролях. 
Каролина Шаповалова: «Я очень давно хотела спеть героиню, потому что мне доставались раньше роли типа Адели, служанок, предприимчивых девушек. Можно сказать, это первая премьера, где я пою героиню. Этот образ какое-то время мне был далек, но за все время репетиций я прониклась этим образом». 
Антон Морозов: «Процесс репетиционный сложный, потому что материал трудный, Моцарта в принципе нелегко петь. Партия очень сложная, немногие певцы в мире поют эту партию, нам представилась честь ее исполнить здесь». 
И в завершение несколько слов Юрия Александрова о его новой постановке: «Для режиссера здесь я избрал достаточно сложный путь, поскольку мы играем два спектакля в одном. Мы рассказываем о нехитрой истории комической, водевильной даже. А во второй части есть эпизоды из жизни Моцарта, его личная драма, раздвоение между творчеством и семьей». 

Ближайшие спектакли состоятся 21 июля и в начале следующего сезона – 28 сентября.