19 Декабря: Электра



 
Много ли можно вспомнить опер, где отсутствует любовная лирика? Даже если любовная линия не является главным двигателем сюжета, сложно представить, что ее нет вовсе. Что же тогда должно волновать сердца слушателей?

Совершенно неожиданный ответ на этот вопрос дал Рихард Штраус в опере «Электра». С этого произведения началось его сотрудничество с драматургом Гуго фон Гофмансталем – их обоих увлек сюжет трагедии «Электра» Софокла. В основе знаменитого мифа лежит история мести дочери матери, ставшей убийцей мужа и отца. Однако, если у Софокла доминирует возвышенный пафос, свойственный античной трагедии, то Штраус и Гофмансталь, представители вступающего в свои права двадцатого столетия, заинтересовались другим – изображением темных сторон человеческой психики. Вместо привычного образа совершенной и возвышенной Эллады – глубоко волнующая история боли и ненависти.
Древняя Греция неожиданно предстает в «Электре» страстной, чувственной и демонической. Здесь нет места любовной лирике, хоровым сценам и развернутым ансамблям, все внимание композитор сосредотачивает на сложнейших сольных партиях, обнажив конфликт главных действующих лиц до предела. «Электра» –  трагедия о  закате древней цивилизации, но, благодаря смелому новаторскому музыкальному языку Штрауса, опера превратилась в захватывающую и живую музыкальную драму, яркий образец экспрессионизма.

«Наверное, как с гоголевской «Шинели» начался девятнадцатый век в литературе, так с Рихарда Штрауса начался двадцатый век в музыке… Это великое произведение. Когда я думаю о новой постановке, я всегда выбираю то, что мне кажется актуальным… Я уверен, сегодня пришло время именно этой музыки. Душераздирающая тема убийства родителей детьми, разве этого нет вокруг нас? Можно вспомнить не один, а сразу несколько громких заголовков газет… Крушение семейных отношений, когда сын может поднять руку на мать, дочь может поднять руку на отца… Наш спектакль будет драматичным – это диктует нам сама жизнь.
В сочинении есть две сестры. Одна – Электра, которая живет только чувством мести, а вторая девочка – Хризотемида, она напоена светом, желанием любви. Два таких разных персонажа… Но история Электры столь страшна, что не может не отразиться на всех, участвующих в ней. Кровь и власть опьяняют, нельзя просто отмахнуться от этого. Каждый, кто попадает в эту мрачную атмосферу – уже не может сохранить себя. Моя постановка о том, что насилие рождает насилие, кровь рождает новую кровь и в этом смысле она имеет некоторые отклонения от существующих…», – рассказывает режиссер-постановщик спектакля Юрий Александров.



Премьера спектакля состоится при поддержке Министерства  культуры Российской Федерации.

Купить билет

Авторы и постановщики:

Правила продажи билетов