16 Октября: Истории про Клоринду, Иеффая и Исмену


IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАМЕРНОЙ ОПЕРЫ 

Коллегиум Музикум Рига (Латвия) представляет барочные оперы XVII-XVIII веков 

Истории про Клоринду, Иеффая и Исмену 
Часть 1 
Клаудио Монтеверди (1567-1643) 
Сцена из оперы «Поединок Танкреда и Клоринды» 
Джакомо Кариссими (1605-1674) 
«Иеффай» 
Часть 2 
Франсуа Ребель (1701-1775) / Франсуа Франкёр (1698-1787) 
Героическая пастораль «Исмена» 

Одни из самых красивых произведений первой половины XVII века «Поединок Танкреда и Клоринды» и «Иеффай» являются одноактными сценами из ранних форм оперы. Риторика и исторические жесты точно описывают удивительный мир этой греческой трагедии. 
История нежной любви Daphnis и Isméne – это пример периода версальской моды XVIII века. Более того, уже в то время оба композитора Франсуа Ребель и Франсуа Франкёр были известны среди своих современников тем, что намеренно скрывали свое авторство, создавая завесу тайны вокруг героической пасторали “Исмена” по сей день.

«Поединок Танкреда и Клоринды» 
В то время, когда войска крестоносцев героически защищают Иерусалимское королевство, рыцарь влюбляется в сарацинскую принцессу. Еще более глупо влюбляться в женщину, которая облачена в рыцарские доспехи и отважно борется с крестоносцами, и находится в первых рядах среди лучших воинов. Любовь Танкреда не позволяет ему принять вызов Клоринды на дуэль, и только случайное столкновение в темноте становится смертельным – Танкред не узнает Клоринду, принимает вызов, и в результате продолжительного боя Танкред вонзает меч в грудь Клоринды. Только после произошедшего, отчаявшийся Танкред узнает о своей необратимой ошибке, но уже слишком поздно. Взаимной любви уже не суждено сбыться. Клоринда умирает. 

«Иеффай» 
Израильтяне должны предотвратить роковую атаку аммонитян. Командование боем против царства Аммона было поручено Иеффаю, отважному солдату. Он пообещал Господу: «Если ты поможешь нам выиграть эту битву, я дам тебе первого, кто выйдет из моего дома и будет ждать моего возвращения». Господь выслушал просьбу Иеффая и помог ему победить. 
Когда Иеффай вернулся домой, его дочь – его единственный ребенок – вышла перед ним. Она танцевала и играла на бубне. Что будет делать Иеффай? Вспомнив свое обещание, он воскликнул: «О нет, дочь моя! Ты разбиваешь мое сердце! Я дал обещание Богу. Я должен сдержать слово. Дочь Иеффая сказала: «Отец, если ты пообещал Богу, ты должен сдержать обещание. Позвольте мне провести еще два месяца в горах с моими друзьями, и тогда я повинуюсь своей судьбе». 

«Исмена» 
Ох уж этот Дафнис, чье сердце полно любви к прекрасной Исмене. Цветы на лугу, горный ручей и воздух полны его любви. Подруга Хлоя также чувствует пламя их любви, искрящееся в сердцах Дафниса и Исмены. Что же скажет Оракул? Позволит ли Бог влюбленным наслаждаться радостью любви? Быть может, история Дафниса о пастухе и прекрасной нимфе, которые любят друг друга, заставит сердце Исмены биться быстрее и усилит магическое притяжение между ними, или они останутся прекрасными образами в порочной сказке? Их чувства настолько настоящие, что Оралус не препятствует паре почувствовать самое прекрасное из удовольствий – любовь. 

Дирижер и режиссер МАРИС КУПЧС 
МАРИС КУПЧС начал свою музыкальную карьеру в качестве дирижера хора, а затем сосредоточился на клавесине и дирижировании оркестром. Он является победителем многих конкурсов, в том числе с хором «Balsis» (BBC Silver Rose Bowl и др.). Он является основателем барочного оркестра Collegium Musicum Riga, барочного хора Collegium Choro Musici Riga, а также факультета старинной музыки Латвийской музыкальной академии им. Я. Витолса. Он одинаково успешно выступал в качестве приглашенного дирижера концертов симфонической музыки и опер. Он поставил оперетту «Летучая мышь» Штрауса в Латвийской Национальной опере, «Венский вальс» в театре города Лиепая, оперу Ж.Лепинша «Нотр-Дам де Пари» («Parīzes Dievmātes katedrāle») в Латвийском Национальном театре, и более 20 опер в стиле барокко (Г.- Ф. Гендель «Ацис и Галатея», «Дейдамия», А. Вивальди «Оттоне на вилле» и др.). 
Особые знания, полученные благодаря исследованиям ранней музыки и поиску новых, неизученных музыкальных библиотек, имели большое значение в процессе работы. Самым успешным сотрудничеством когда-то стал Лиепайский симфонический оркестр, диск Blow, Wind, получивший премию «Музыкальный трек года в Латвии» 2000 года. 
Марис Купчс – уважаемый и популярный приглашенный лектор в европейских университетах, особенно в вопросах, касающихся вокально-инструментального исполнения эпохи Баха и театрального репертуара. Фестиваль д'Амброней и Центр Барокко выбрал его в качестве одного из семи европейских наставников ранней музыки в творческом проекте eemerging. С 2018 года Марис Купчс является артистом престижного лейбла Toccata Classics. 

Название барочного оркестра COLLEGIUM MUSICUM RIGA было заимствовано из оркестра, который выступал в Риге в XVII веке. И тогда, и сейчас музыкантов объединяет их привязанность к музыке барокко. Существующий оркестр был основан в 1990 году Марисом Купчсом, который является одним из наиболее определяющих исследователей музыки барокко и классицизма в Латвии. Он также занимается воспитанием молодых музыкантов, с энтузиазмом обращая их внимание на уникальное великолепие и виртуозность музыки барокко. С 2004 года Барочный оркестр представляет собой полный барочный оркестр из 20 человек, который играет на исторических инструментах, согласно исторической интерпретации, и является единственным в Латвии и странах Балтии. Барочный оркестр Collegium Musicum Riga и дирижер Марис Купчс были номинированы на премию «Великая музыка» в категориях «Музыкальная группа года» (2010) и «Превосходная работа в течение года» (2017). В 2012 году CD Music в Риге 1570-1800 был номинирован на премию «Латвийский музыкальный трек года». 

Особый приоритет – латвийская территория, на которой написана музыка XVII и XVIII веков, которую дирижер Марис Купчс с большим интересом ищет в архивах Латвии и всей Европы. Постановки ряда значительных премьер – оперы Я. Хиллера «Охота», латышской кантаты «Ta Simtaa Dzeesma» (100 псалмов), «Wie bin ich doch so herzlich froh» (Телеман), оперы Ф. Вейхтнера «Cyrrus und Casandea», «St. Mattew passion» И. В. Медера и многих других, которые без этих поисков были бы потеряны. Также были сыграны самые популярные барочные шедевры всех времен – И.- С. Баха (кантаты 21, 36, 62, 106, Бауэрн, Крестьянин), Г.- Ф. Генделя Wassermusik, басовый концерт Вивальди и многие другие. 

АРТИСТЫ:
Солисты:
Ильзе Гревеле-Скараине (сопрано)
Монта Мартинсоне (сопрано)
Ринальдс Кандалинцевс (баритон)
Ансис Бетинс (тенор)

Барочный оркестр COLLEGIUM MUSICUM RIGA
Барочный хор COLLEGIUM MUSICUM RIGA 
Барочная танцевальная группа под руководством Гуны Эзермале

Авторы и постановщики:

Купить билет

Правила продажи билетов