Юрий Александров

Юрий Александров

Народный артист России

Народный артист России
Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»
Художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

Юрий Александров – один из немногих режиссеров, равно востребованных как в России, так и за рубежом. Его постановкам аплодировали зрители США, Италии, Турции, Литвы, Латвии, Беларуси, Казахстана. Он, пожалуй, единственный из российских оперных режиссеров, чьи спектакли шли на самых престижных сценах мира: Арена ди Верона, Метрополитен Опера, театр Ла Скала. Всего же в российских и зарубежных оперных театрах им поставлено более 200 спектаклей. В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем выросла в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

   
Юрий Александров – один из немногих режиссеров, имеющих академическое музыкальное образование. В большой степени это определяет специфику его постановок, которые отличаются точным прочтением музыкальной партитуры. 
В 1974 году Юрий Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л.Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М.Д. Слуцкой). Дипломный спектакль – «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР. 
С 1978 года по настоящее время Юрий Александров сотрудничает с Мариинским театром. Постановки, осуществленные им на сцене Мариинского театра, всегда становятся событием в культурной жизни Санкт-Петербурга: «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Королева мая» Кристофа Глюка, «История Кая и Герды» Сергея Баневича, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Мавра» Игоря Стравинского, «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер»), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера в опере»), «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль»), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и другие.
Более двухсот спектаклей поставлено Юрием Александровым в оперных театрах России и зарубежья. В Москве: «Хованщина» Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Доницетти («Новая Опера» им. Евгения Колобова). В Турции: «Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти. В Италии: «Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта. В США – «Пиковая дама» Чайковского, в Белоруссии – «Сказки Гофмана» Оффенбаха. В Латвии – «Любовный напиток» Доницетти, в Литве – «Дон Жуан» Моцарта. В Казахстане (Алма-Ата): «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева. 
Особенно успешным в творческом плане для Юрия Александрова стал сезон 2005-2006 годов. Он осуществил 11 постановок, в числе которых: «Мазепа» Чайковского в Метрополитен Опера (США), «Черевички» Чайковского в прославленном театре Ла Скала (Италия), «Турандот» Пуччини в Арена ди Верона – беспрецедентный случай в театральном мире: впервые в истории итальянский оперный театр доверил постановку оперы итальянского композитора российскому режиссеру! 
В 2007 году польскую публику потрясла опера «Борис Годунов» Мусоргского, ее оригинальное современное прочтение. Спектакль был поставлен на гигантской сцене театра «Hala Ludowa» (Вроцлав), зал которого вмещает 6000 зрителей. 
Стиль режиссуры Юрия Александрова – это оригинальность замыслов, парадоксальность и неожиданность решений, своеобразие эстетического восприятия. Его творчество исключительно многообразно, для него не существует строгого, канонизированного понятия «опера», он смело экспериментирует с классическим оперным текстом. Наблюдать за развитием мысли в его постановках и увлекательно, и непросто: спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами. Сценическая метафора – один из основных приемов Юрия Александрова, через который объемно и образно раскрывается богатый внутренний, философски-поэтический мир режиссера. 
Основанный и бессменно руководимый Юрием Александровым Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» за двадцать восемь сезонов сформировался как единый творческий организм с уникальной, своеобразной программой. В труппе театра – талантливые солисты, музыканты. Многие из них – заслуженные артисты России, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов. В репертуаре представлены все жанры оперного искусства – от комической оперы и классической оперетты до музыкальной драмы. Не обойдены вниманием и произведения современных авторов. 
В Петербурге многие оперы были поставлены только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Это: «Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти, «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, «Сокол» Дмитрия Бортнянского, «Белая роза» Циммермана, «Верую» Валерия Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» Александра Смелкова, «Игроки-1942», «Антиформалистический раек» и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа, «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Туда и обратно» Пауля Хиндемита, опера-митинг «Крым» на музыку Мариана Коваля. Многие из этих произведений поставлены впервые в России. 
Многие спектакли, созданные Юрием Александровым в театре «Санктъ-Петербургъ Опера», стали обладателями высоких наград. Так, постановка оперы «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева удостоена высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» как лучший спектакль в оперном театре в сезоне 2011-2012 гг., постановка оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло была отмечена премией «Золотой софит» как лучший оперный спектакль сезона 2009-2010 гг., также спектакль стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» в двух номинациях – как лучший спектакль в оперном театре и лучшая работа режиссера. Постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» стала лауреатом премии Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль» сезона 2013-2014 гг. В разные годы премий «Золотой софит» и «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль» и «Лучшая работа режиссера в опере» были удостоены спектакли «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Зигфрида Маттуса, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Игроки-1942» Дмитрия Шостаковича, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Травиата» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини.
Несмотря на творческую востребованность в родной «Санктъ-Петербургъ Опере» и во многих известных музыкальных театрах, Александров успевает реализовать и свои выдающиеся организаторские способности. Так, по просьбе правительства Казахстана он принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой в Астане (Казахстан). Он является одним из основоположников театра и режиссером-постановщиком ярких оперных спектаклей, идущих на его сцене, таких как «Травиата», «Риголетто», «Аида» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан», «Тоска» Джакомо Пуччини, «Евгений Онегин» Петра Чайковского и др. 
Юрий Александров первым из иностранцев был удостоен Государственной премии Казахстана и награжден орденом «Достык». 
В 2008 году ему удалось возродить Оперный театр в Петрозаводске, за что он получил звание «Человек года республики Карелия». 
28 февраля 2008 года Юрию Александрову было присвоено звание Народного артиста России.