Юрий Александров о планах юбилейного сезона


Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» открыл 30-й юбилейный сезон. Накануне художественный руководитель театра Юрий Александров на пресс-конференции поделился творческими планами: 

«Предстоящий сезон – юбилейный. И это наше главное событие. Нам 30 лет. 30 лет работы, новых премьер, гастролей, обретение театром своего дома – роскошного особняка барона фон Дервиза, где театр сейчас располагается. 
Труппа сейчас в очень хорошей форме. Это доказали последние гастроли в Прибалтике. Мы туда приезжаем каждый год. И замечаем, как наша публика растет в геометрической прогрессии. Когда несколько лет тому назад мы первый раз выступали на оперном фестивале в Екабпилсе, в зале было 500-600 человек. В этом году – 2,5 тысячи зрителей. Сейчас на наши спектакли люди едут из Риги, из соседних городов, на наших спектаклях всегда аншлаг. Вторым городом, где мы побывали летом, стал Пярну. Мы показали «Петра Великого» Доницетти – оперу, которая идет только в нашем театре, больше нигде, и «Не только любовь» Родиона Щедрина. Спектакли представители принимающей стороны выбрали сами. Я очень волновался: никому не известная опера Доницетти и столь, казалось бы, далекая для современной Эстонии тема про советский колхоз в опере Щедрина. Родион Константинович сам должен был приехать, мы его очень ждали, но, к сожалению, он не смог. Оба наших спектакля приняли с овациями. Это был взрыв эмоций. Завершили мы гастроли гала-концертом, на котором зрители по-европейски сидели за столиками и внимали голосам наших артистов. И вновь был шквал аплодисментов.
Новый сезон будет ознаменован французской музыкой. Мы много поем итальянскую музыку, русскую. Но мне важно, чтобы артисты театра познали разные стили. Французская опера – особенная. Мы покажем новую постановку «Корневильских колоколов» Планкетта. Это романтическая оперетта о красивых благородных людях, с таинственными сценами привидений, с красивым финалом. Она была написана с разговорными диалогами – жанр сейчас отошедший. Чтобы зрителям был понятен смысл диалогов, эти разговорные сцены мы переписали в стихах. «Корневильские колокола» – это спектакль о великой мечте, которая обязательно сбудется. Такой же красивой была наша постановка «Искателей жемчуга» в прошедшем сезоне. Публика нам благодарна, что мы позволяем заглянуть в мир красоты, в мир мечты и романтики. Публика соскучилась по таким красивым спектаклям. 
«Искателей жемчуга» осенью везем в Москву. Выступать будем на сцене театра Покровского, где в прошлом году играли «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева. И эти гастроли для нас очень важны. 
В конце сезона покажем «Фауста» Шарля Гуно. У нас есть замечательные группы теноров, сопрано. Спектакль будет с социальным оттенком – чертовщина все еще процветает в нашей жизни. 
В новом сезоне начнем активно изучать оперу Вано Мурадели «Октябрь». Постановка станет продолжением работы над спектаклями «Крым» (по опере «Севастопольцы» Мариана Коваля) и «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса, написанными в годы соцреализма. Мир сейчас увлечен этим направлением. Мы поняли, что в эпоху соцреализма были созданы замечательные сочинения, сейчас незаслуженно забытые. Считаю, что Мурадели опередил свое время: оркестровый язык, гармоническая основа его музыки поражают. Знаю, что к его творчеству обратимся только мы. Другие будут фыркать. Но нас это не смущает. Ибо у нас есть гражданская позиция. Конечно, в спектакле не будет сцены взятия Зимнего, не будет фигуры Ленина, это будет история нескольких человек, которые попали в водоворот жизни. И в этом, прежде всего, актуальность этого сочинения. Хочу подчеркнуть, что это будет не коммерческая и не политическая акция, а, прежде всего, человеческая. 
Мы также думаем в новом сезоне восстановить Реквием Доницетти, который мы исполнили впервые в России в конце 1990-х. Сейчас в концертных залах его по-прежнему не исполняют. Поэтому пришло время вновь обратиться к этому замечательному сочинению. 
У нас много гастролей. Начнем гастрольный сезон, как всегда с Дальнего Востока. Это стало уже доброй традицией. Надеемся на успешный гастрольный сезон, на новые встречи со зрителями. 
В театре много интересных новых артистов. Сейчас в труппе более 40 человек. Я горжусь, что мне удалось создать такую труппу, такой коллектив. У нас в труппе все имеют звездный потенциал. Но при этом существует слаженный ансамбль. Наши артисты не только прекрасно поют и могут петь как угодно, хоть вниз головой, но представляют тип синтетического актера. А потому требуют осмысленного спектакля и идут к нам за обретением профессии. Но всех желающих поступить в театр мы принять не можем – театр камерный. Потому задумали на базе нашего театра создание Международного центра современной оперы. Мы не будем молодых артистов учить музыке. Это делают в консерватории, в Академии молодых певцов. Мы будем их учить законам театрального существования, смыслам, воспитывать синтетического артиста. 
Сейчас время сложное, лихолетье. И театрам выживать сложно. Мы же конкурируем с грандом – Мариинским театром, вернее, с Мариинскими театрами, ведь у него уже 4 площадки, с Михайловским театром. Бюджеты, конечно, несравнимы. Но дело не в больших бюджетах. У нас были спектакли вообще без бюджета. 
В преддверии выборов мы поняли, что не одиноки. Город не смог выделить деньги на реконструкцию, на новые постановки. Эти деньги нам дали депутаты. Есть люди, которые понимают, что культуре надо помогать». 

В конце пресс-конференции состоялся мини-концерт. В нем приняли участие только что поступившая в театр Виктория Мартемьянова, исполнившая романс П. И. Чайковского «То было раннею весной», а также именитые солисты театра, лауреаты международных конкурсов, номинанты премии «Золотой софит» нынешнего года Олеся Гордеева и Алексей Пашиев. Алексей спел арию князя Елецкого из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», «Соловья» А. А. Алябьева – Олеся Гордеева. Партию фортепиано исполнила Ирина Теплякова.