О премьере «Искателей жемчуга». По страницам прессы


В преддверии Нового года Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил премьеру постановки оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга». Режиссер спектакля – художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Александров.

Постановка спектакля вызвала широкий резонанс в зрительской аудитории и СМИ. 
«Изумительно красивым спектаклем» назвала постановку оперы критик Елена Тарасенко («Петербургская жизнь», 21 декабря 2015). «Сложные костюмы с обилием деталей, обсыпанные каменьями ожерелья и браслеты, татуировки на предплечьях, какие-то невероятные прически и головные уборы героев-мужчин, непорочная белизна наряда Лейлы – все красиво и со вкусом, несмотря на изобилие. 
…Юрий Александров искал и нашел в этой опере прекрасную сказку, возможность порадовать зрителя красотой, исполнителям дать попеть от души, художникам развернуться вволю, дирижеру и оркестру поиграть. Сказка получилась», – резюмировала критик. 
Сказочная красота спектакля поразила и критика Ольгу Штраус, давшей название рецензии «Восточная сказка для взрослых» («Петербургский театральный журнал», 26 декабря 2015). «Новый спектакль, – написала критик, – это такая красочная феерия с неожиданным финалом: и трагическим, и просветляющим одновременно. 
…Художник-постановщик Вячеслав Окунев постарался создать на сцене некий сказочный мир, наполненный всеми возможными стихиями: здесь бурлит океан, извергается огненная вулканическая лава, открываются роскошные горные виды, заслоняют солнце дебри непроходимых джунглей… Все эти пейзажи, проецируемые в 3D-изображении, чудесным образом заполоняют не только сцену, но и весь зал, рождая некую поистине восточную избыточность. Сказочность обстановки подчеркивает и предметная сценография. 
…Юрий Александров взялся за это произведение, потому что его поразило, как сам он признается, редкое для оперных либретто обстоятельство: здесь нет злодеев. …конфликт развертывается…между “хорошим и лучшим”. Между чувством и долгом, между верностью дружбе и верностью любви, между благородством и великодушием. …
Пожалуй, самые выразительные в зрелищном смысле моменты спектакля связаны с хоровыми сценами. Самых высоких оценок заслуживают артисты хора, которые справляются со специально поставленными для них танцами (балетмейстер Надежда Калинина) поистине не хуже профессиональных танцоров. 
…Мужественный баритон Зурги (Кирилл Жаровин) и яркое, блестящее, сочное сопрано Лейлы (Евгения Кравченко) рисуют нам образы настоящих сказочных героев: он – сильный, мужественный, крутой нравом, скорый на принятие решений. Она – нежная, верная, исполненная любви». А «необычайно тонкое, прочувствованное интонирование» Сергея Алещенко (Надир) «буквально гипнотизирует зал». 
«Оркестр под управлением Максима Валькова звучит безупречно. Хор великолепен. “Картинка” вызывает отдельные аплодисменты. Словом, театр, известный своей страстью к экспериментам, на этот раз порадовал публику по-настоящему красивой взрослой сказкой. 
…Непростой сюжет малознакомой слушателям оперы понять на этом спектакле нетрудно. Все слова в “Искателях жемчуга”, идущих на языке оригинала (по-французски), транслируются по-русски бегущей строкой на специальном табло. Это устройство смонтировано в театре впервые (раньше перевод текста проецировался на боковой кулисе, что для публики, конечно, было не так удобно). К чести театра надо отметить, что здесь сумели сделать вполне качественный перевод, в котором реплики персонажей вовсе не читаются как “развесистая клюква”, чем, увы, нередко грешат оперные либретто». 
По мнению Норы Потаповой «Юрий Александров способен виртуозно осовременить что угодно, любую оперную древность» («Жемчуг в стиле винтаж», Opera News, 4 января 2016). «Александров – талантливый мистификатор. Порезвились они с художником Вячеславом Окуневым вволю: сначала ощущение, что ты попал в эпоху немого экзотического кино с громким музыкальным сопровождением; затем – в лавку индийских товаров, где количество блестящих тканей и искусственных драгоценностей зашкаливает. Временами – в мультики с кровожадными индейцами-индийцами. Еще чаще – в мыльную оперу. Но при ближайшем рассмотрении никакая она не мыльная, а самая натуральная романтическая опера и есть». Критик отметила исполнение Сергея Алещенко и Владислава Мазанкина (Надир), Кирилла Жаровина и Сергея Калинова (Зурга), Владимира Феляуэра и Антона Морозова (Нурабад), Олеси Гордеевой и Евгении Кравченко (Лейла). «Евгения Кравченко смело выдала все трели и верха. Голос чистый, сценическое поведение свободное, позы просто со старинных открыток с изображением оперных див. Олеся Гордеева работала тоже стильно», – отметила критик.

Спектакль «Искатели жемчуга» в ближайшие месяцы пройдет 30 января, 19 февраля, 19 марта, 23 апреля.