Премьера оперы «Сельская честь». По страницам прессы


Итальянская опера широко представлена в афише театра, но к творчеству Пьетро Масканьи театр обратился впервые. По словам режиссера спектакля Юрия Александрова его заинтересовала, прежде всего, сама тема оперы: «По сути – это современная волнующая тема. Речь идет о ложном понимании чувства свободы, когда человек начинает быть свободен от своих обязательств перед семьей, супругой, ребенком. И эта свобода ничего не дает человеку, а разрушает его». 

Постановщики задумали спектакль в черно-белой гамме, максимально приблизив действо к зрителю, вовлекая его в театральную игру. «Вообще зал – роскошная изукрашенная причудливой лепниной и позолотой игрушка в особняке фон Дервиза, где располагается “Санктъ-Петербургъ Опера”, – задействован сполна. Например, Туридду и его возлюбленная Сантуцца в знаменитом дуэте (экстатическая ссора с проклятиями) бросаются на портал – прямо на его богатую отделку. …Когда выносят статую Мадонны (действие происходит в пасхальное воскресенье), сопровождающие ее дети – церковные служки спускаются в зал и причащают зрителей печеньками – их откровенные парики не оставляют ни малейших иллюзий. Нам все время напоминают: вы в театре», – заметил Дмитрий Циликин в «Деловом Петербурге» (30.10.2015) . 
«…постановщик делает ставку на неприкрытую чувственность и высочайший градус экспрессии. Но именно об этом и музыка Масканьи, и лежащая в основе оперы новелла Джованни Верга. Строгая и лаконичная сценография Вячеслава Окунева не давлеет над действием, а ненавязчиво и артистично формирует среду» (Светлана Рухля. «Невский театрал», №10 (22) ноябрь 2015). Критик отметила и высочайший уровень артистов в «психологической проработке персонажей»: «сочный тенор» Евгения Наговицына, «отличное качество голоса и убедительность актерской игры» баритона Юрия Борщева, «великолепное, совершенно “бесконечное” сопрано Буслидзе», «плотное роскошное меццо-сопрано» Софьи Некрасовой. 
«Юрий Александров, отдав предпочтение классическому сочетанию черно-бело-алого, сделав ставку на стопроцентное узнавание обстоятельств, существенно облегчает работу публике: зрители не отвлекаются на разные мелочи, ненужные детали, а, напротив, всецело погружаются в историю взаимоотношений героев, – отметила критик Яна Постовалова («Эксперт Северо-Запад», 26.10.2015). – Отсутствие “красивостей” и оригинальных ходов свойственных современной опере, приводят к тому, что гости “Санктъ-Петербургъ Оперы” сосредотачиваются на музыке, следят за партиями солистов. Из темноты и мрака постепенно возникают характеры, живые люди, отчаянно любящие и столь же отчаянно ненавидящие. Страсть ослепляет. Скорбь не знает границ». 

Ближайшие премьерные спектакли «Сельская честь» пройдут 27 ноября и 13 декабря.